Жизнь «вечной старушки» Анастасии Зуевой

Анастасия Зуева – одна из старейшин МХАТа. Она осталась в нашей памяти сказительницей, доброй бабушкой. Актриса почти всегда играла старушек, однако именно эти роли принесли ей зрительскую любовь. А в жизни Зуева была большой модницей и душой компании. По словам ее коллег, она была очень отзывчивым, добрым и гостеприимным человеком.

Анастасия Зуева родилась 17 декабря 1896 года в селе Спасское Тульской губернии. После смерти отца мать во второй раз вышла замуж, а сестры Зуевы переехали в Москву к тете, которая определила их в гимназию.

Однажды 19-летняя Анастасия за компанию с подругой пошла в Школу драматического искусства. После прослушивания девушке сообщили, что ее приняли на обучение и причем бесплатно. Тетя считала профессию актрисы несерьезной и была категорически против ее поступления. Дошло до того, что она выгнала племянницу из дома, однако узнав, что платить за обучение Анастасии не придется, простила ее.

Кадр из фильма  «Первая перчатка»

Анастасия была принята во 2 студию МХАТ, а в 1924 году попала в труппу МХАТ им. М.Горького. Актриса много гастролировала с театром и побывала во многих городах страны. Впервые в кино Зуева снялась в 36 лет. А в 50 лет она сыграла жену тренера по боксу в фильме «Первая перчатка». Фильм вошел в тройку лучших картин 1947 года.

Читать: Георгий Милляр: «сказочная» жизнь актера

Зуева почти сразу начала играть старушек (такую судьбу ей предсказывал Станиславский, восхитившись ее первыми ролями), и многие ее работы вошли в летописи театра. Она сама делала грим, подбирала костюмы, интонации голоса. По словам ее внучки Елены Симаковой, она любила наблюдать за старушками повсюду — на улицах, в магазинах, поликлинике.

«Я с юности начала играть роли старух и много, и так любила! Для зрителя все лучшее отдаешь…», — говорила Зуева.

Роль помещицы Коробочки в исполнении Анастасии Платоновны в фильме-спектакле «Мертвые души» по роману Н.Гоголя была признана шедевром. Актриса сама придумала себе грим — сшила пухленькие перчатки, наложила щечки и тем самым создала незабываемый образ. В 1964 году Зуева сыграла бабку Марфу в картине Василия Шукшина «Живет такой парень».

В этот же период она начала сниматься у известного режиссера-сказочника Александра Роу. Актриса появлялась в роли сказительницы в сказках «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога». Бабушка открывала ставни терема и начинала повествование истории, а в конце сказки вновь появлялась у окошка, чтобы поставить в фильме красивую точку. Зрители всегда воспринимали ее как важного персонажа сказки.

Последней работой в кино Зуевой стала роль бабушки Глафиры Андреевны в фильме-сказке 1982 года «Там, на неведомых дорожках…» по книге Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке».

Анастасия Платоновна снималась в кино не очень много.  За свою долгую карьеру он участвовала в чуть более 40 фильмах. Причиной было то, что актриса очень требовательно относилась к сценарию. От очень многих предложений сниматься она просто отказывалась.

Читать: Трагедия первого Буратино: почему актер потерял свою роль?

Зуева также занималась озвучиванием мультфильмов. Например, старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» говорит ее голосом, также как и черепаха Тортила в «Приключениях Буратино» или Бобылиха в «Снегурочке».

Личная жизнь актрисы

В 1918 году актриса вышла замуж за Ивана Евсеева, начальника Северных дорог России, и в следующем году у них родился сын Константин.  Однако этот брак был недолгим. Супруг противился ее работе, он требовал, чтобы Зуева оставила театр. Кроме этого, Евсеев любил проводить время в ресторанах, пьянствовал, изменял, а однажды поднял на Анастасию руку. Девушка не простила ему этого и в 1922 году ушла. Однако при разводе Евсеев забрал сына себе. Актриса сильно переживала разлуку с Константином, но тяжелые обстоятельства не сломили ее.

Потом Евсеев еще четыре раза женился, а его сыну приходилось приспосабливаться ко всем мачехам, которые сменяли друг друга. Отношения с родной матерью у Константина также не сложились.

Поклонников у актрисы было немало. Одним из них был известный летчик Валерий Чкалов. Несмотря на то, что он был на семь лет младше Анастасии и имел семью, Чкалов красиво ухаживал за актрисой, сажал в свой самолет и кружил над Москвой. И не известно, как сложилась бы дальнейшая жизнь актрисы, если бы в декабре 1938 года он не погиб.

Читать: Судьба мужчин-актеров, сыгравших в советских киносказках

Недолгим оказалось второе замужество Анастасии Платоновны с композитором Виктором Оранским. Вскоре после их свадьбы актриса встретила на улице молоденькую девушку и желая ее «спасти», привела домой. Незнакомка не заменила супругам дочь. Очень быстро она увела Оранского из семьи и родила ему дочь Наталью.

После второго развода Константин Станиславский сказал своей ученице, Анастасии Платоновне: «Вы не должны больше выходить замуж. Ваше счастье находится в театре».

После окончания войны, однако, брошенный Оранский с маленькой дочкой пришел к Зуевой. Актриса приняла его, заботилась и боготворила. Но, по словам ее внучки Елены, отношения у них были уже чисто платоническими, потому что измену она так и не простила. «А сердечная привязанность была до самого конца», — рассказывала она.

Случилось так, что Зуева привела еще одну девушку с улицы к себе домой, которая была к ней очень внимательной и ухаживала за актрисой до конца своих дней. А вскоре Анастасия Платоновна добилась разрешения жить со своим родным сыном. К тому времени Константин уже окончил школу и поступил в Академию Н.Жуковского.

Читать: 119 лет со дня рождения Рины Зелёной: творческая судьба актрисы

В 1953 году скончался Виктор Оранский и урна с прахом оставалась в доме актрисы. Она хотела, чтобы их похоронили вместе. Композитор оставался главной любовью жизни Анастасии Платоновны.

Как только сын женился, отношения с невесткой у актрисы не заладились. У них не было ничего общего, не было никакого взаимопонимания, только денежные претензии со стороны невестки. А вот родившаяся внучка Елена стала самым близким ее человеком. После рождения брата, девочка переехала жить к бабушке и больше не меняла своего места жительства. Она выросла, вышла замуж и родила правнука своей любимой бабушке. И только теперь в доме Анастасии Платоновны поселилась дружная семья.

Актриса, Народная артистка СССР, продолжала работать, а дома ее ждали уют и родные люди. Но в середине 1980-х годов Елена с семьей уехали в Лондон и в душе Зуевой поселилось одиночество.

А потом у актрисы случился инсульт, и Елена срочно приехала в Москву. Когда бабушка пошла на поправку, внучка вернулась в Лондон, а с Зуевой осталась сиделка и помощница Полина.

Анастасия Платоновна с радостью получала множественные награды и охотно носила свои ордена. При этом актриса никогда не вступала в партию, скрывала у себя политически неблагонадежных людей, общалась с опальными писателями и просила за репрессированных коллег.

Читать: Ольга Аросева: «Не жалейте о том, что стареете»

Актриса не скрывала, что являлась глубоко верующим человеком. Поэтому, когда 23 марта 1986 года Анастасия Платоновна скончалась, ее отпевали в Патриаршем соборе. Такова была воля самого Патриарха Алексия I.