Реальные истории, вошедшие в картину «Вокзал для двоих»

Фильм Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» вышел на экраны 11 февраля 1983 года.

Действие картины происходит на пути следования поезда «Москва — Душанбе». Московский пианист Платон Рябинин (Олег Басилашвили) направляется в город Грибоедов. На станции Заступинск он решает перекусить в привокзальном ресторане, где знакомится с буфетчицей Верой (Людмила Гурченко). Между ними возникает конфликт, в результате которого Рябинин опаздывает на поезд. А дальше события разворачиваются так, что Вера расстается с любовником Андреем (Никита Михалков), но находит любимого человека, который, как оказалось, ждет суда за преступление, которого он не совершал…

В основу сюжета о преступлении легла история, которую Рязанов слышал от знакомых. Когда Микаэл Таривердиев был начинающим композитором, он был влюблен в актрису. Однажды они ехали вместе в автомобиле, и за рулем сидела эта женщина. В результате она насмерть сбила человека. Когда приехала милиция, Микаэл, как благородный и влюбленный человек, взял ее вину на себя.

«Мой близкий друг, Микаэл Таривердиев, был героем той истории, которая произошла с его прототипом в этой картине. Но тогда мы еще не были так близки и никогда не говорили на эту тему», – рассказывал режиссер.

Однако был еще один реальный случай, который произошел в начале 1950-х годов и попал в картину «Вокзал для двоих». По рассказу Эльдара Рязанова, поэт Ярослав Смеляков, находился в приполярной колонии, а его друзья и коллеги Валерий Фрид и Юлий Дунский были неподалеку на поселении. Смеляков решил наведаться к ним и взял увольнительную на один день. Друзья прилично выпили и проспали. Проснувшись утром, они поняли, что у них очень мало времени. Они быстро собрались и Валерий с Юлием, как более молодые, подхватили друга и поволокли обратно к колонии, чтобы не опоздать, иначе срок Смелякову могли удвоить.

Читать: «Ворошиловский стрелок» основан на реальной истории?

Олег Басилашвили рассказывал, что во время пребывания в колонии к Ярославу Смелякову приехала любимая женщина, чтобы сыграть свадьбу. Поэта отпустили ненадолго, но к определенному времени он должен был вернуться в тюрьму. На свадьбе от счастья Смеляков потерял голову, выпил лишнего и заснул. Когда он проснулся, оставалось несколько минут до возвращения. «Он рассказывал, что бежал в эту тюрьму как в рай обетованный. Потому что понимал, что, если опоздает срок удвоят», – рассказывал Басилашвили.

Эта сцена в фильме получилась самой пронзительной и запоминающейся. «Вокзал для двоих» участвовал в Каннском фестивале 1983 года, а у нас он вошел в золотой фонд отечественного кино. Руководитель страны Юрий Андропов лично присвоил Людмиле Гурченко звание Народной артистки СССР и по слухам он был очень растроган во время просмотра фильма.

Читать: Основан ли фильм «Вас ожидает гражданка Никанорова» на реальной истории?