Как создавался фильм Леонида Гайдая «Деловые люди»?

Почти шесть десятилетий прошло со времени выхода фильма «Деловые люди», а мы все еще помним цитаты из него – «Боливар не выдержит двоих» или «Успеем добежать до канадской границы». Как создавался известный фильм Гайдая и почему мы могли его не увидеть?

Незадолго до того, как Леонид Гайдай отправился в Крым на съемки своего шестого фильма «Деловые люди», в Советском Союзе показали американский вестерн «Великолепная семерка». Народ был в восторге от этой приключенческой истории и в кинотеатры достать билеты было практически невозможно. Из-за этого фильм демонстрировали на стадионах. Гайдай увидел ажиотаж, который вызвал в СССР Крис с товарищами и решил, что было бы неплохо снять подобный фильм в нашей стране.

Читать: Боевики в советских кинотеатрах, на которые ходили не один раз

С наступлением Карибского кризиса, все что касалось Америки подвергали жесткой цензуре, поэтому грядущий фильм Гайдая о Диком Западе имел смутное будущее.

Крым

После короткометражной комедии «Пес Барбос и необычный кросс» режиссер не думал возвращаться к своей знаменитой троице – Трусу, Балбесу и Бывалому. Гайдай подумывал заняться серьезным кино. Вообще, после каждого снятого фильма он заявлял, что больше не будет снимать комедию и хочет снять что-то совсем иное. Но директор «Мосфильма» Иван Пырьев понимал, что Леонид Иович по-особенному чувствует юмор и как можно не использовать такой талант? Пырьев предложил режиссеру снять что-нибудь по О.Генри и тот согласился.

Гайдай отобрал три новеллы американского автора, поместив историю о несносном мальчишке «Вождь краснокожих» в конец фильма, вторым стал рассказ «Родственные души», а начинаться фильм должен был вовсе не с комедии. «Дороги, которые мы выбираем» Гайдай задумал снимать как классический вестерн с погонями и убийствами. Однако после нашумевшего фильма «Великолепная семерка» как сделать это правильно?

Владлен Паулус и Александр Шворин

Подбор актеров для фильма оказался непростым. Гайдай с удовольствием бы пригласил уже известных ему актеров, с которыми он работал раньше. Но на роли героев Дикого Запада они совершенно не подходили. Режиссеру нужны были новые лица для правдивости повествования. В результате главные роли сыграли Владлен Паулус и Александр Шворин. Они были опытными актерами, но за ними не тянулась вереница киноработ.

Ростислав Плятт и Юрий Никулин

А вот во второй и третьей частях известные тогда актеры все-таки появились. Юрий Никулин уже дважды снимался у Гайдая – в комедиях «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики», Ростислав Плятт играл в короткометражке «Жених с того света». К сожалению для Плятта и Гайдая комедию нещадно порезали, а потом и вовсе перестали показывать. Хотя те, кто видели фильм, говорили, что это была блестящая комедия.

Читать: Рейтинг лучших драматических фильмов Юрия Никулина

Георгий Вицин и Алексей Смирнов

В третьей части «Деловых людей» снимался еще один актер из знаменитой троицы – Георгий Вицин. Он сыграл одного из мошенников – Сэма. А его напарником стал скромный и ранимый Алексей Смирнов, у которого непросто сложилась жизнь. Остальные роли были эпизодическими.

Читать: Любимый Алексей Смирнов: шут с разбитым сердцем

На небольшую роль отца похищенного мальчика Джонни пригласили еще одного большого актера – Георгия Милляра. На момент съемок у него за плечами уже насчитывалось более шести десятков картин. Хотя зрители его знали, прежде всего, как Бабу-Ягу и Кощея, актер снялся у Гайдая в комедии «Пес Барбос и необычный кросс». И вот теперь он играл интеллигентного американца, у которого похитили сына. Всех удивляла достоверность, с которой Милляр изобразил своего героя.

Георгий Милляр

Сложнее всего оказалось найти мальчика на роль Джонни, ведь от правильного выбора зависел успех последней части фильма. Поначалу Леонид Иович думал пригласить 31-летнюю Надежду Румянцеву. Она тогда была самой известной актрисой-травести и успешно играла мальчишек в московском ТЮЗе. Но режиссер все же не до конца был уверен в правильности кандидатуры. Существует большая разница между театральной сценой и кино, где первый же крупный план раскрыл бы в ней взрослую женщину.

Читать: Георгий Милляр: «сказочная» жизнь актера

Удивительно, но находясь в кадре с прославленными актерами, именно Сережа Тихонов больше всех запомнился своей игрой. К сожалению, его жизнь не сложилась, и он погиб в молодом возрасте.

Сергей Тихонов

Роль ночного города сыграла Москва, а техасские прерии предоставил Крым. Приключения «Вождя краснокожих» снимали поблизости от Бахчисарая, а погони на лошадях вписались в район Белой скалы, съемки проходили в небольшом поселке неподалеку от Белогорска. Гостиниц там не было, поэтому съемочная группа поселилась у местных жителей. Сережу Тихонова разместили вместе с Георгием Вициным. Прославленный актер не шел на контакт с жителями поселка, да и рабочий график был очень плотным.

Читать: Слишком рано ушедшие советские дети-актеры

А вот 13-летний Сережа сразу познакомился со всеми соседями. Он в жизни был таким же сорванцом, как и его экранный герой. Однажды он залез на соседское персиковое дерево и сорвал все фрукты. Смысла в его действии не было, поскольку они были еще неспелые. За этим занятием его застал мальчишка, живущий в том доме и между ними случилась драка, в результате чего Тихонову серьезно досталось по носу. Ситуацию спасли виртуозы-гримеры.

Уличные сцены привлекли внимание всех местных жителей, а мальчишек особенно заинтересовал Алексей Смирнов. Знаете почему? У актера был пистолет и полный патронташ! Оружие ребята не смогли стянуть, а вот патроны сумели. Но вскоре у них наступило горькое разочарование. Патроны-то ненастоящие… деревяные!

Чем больше Гайдай работал над сценарием, тем сильнее ощущал, что это его история. Режиссер и автор новелл были несколько схожи между собой. Они оба любили краткий формат пересказа, говорили о серьезных, важных вещах с юмором. Более того, Гайдай и О.Генри были большими кошатниками. Если писатель часто приносил домой бездомных котов, то режиссер их нередко снимал в своих фильмах.

К концу съемок создатели картины все больше переживали о ее дальнейшей судьбе. В конце 1962 года политическая обстановка на международной арене становилась все более напряженной. Если бы ленту сочли несвоевременной, она бы легла на полку и кто его знает, когда бы мы ее увидели. К тому же, чему учила эта картина? Что ни новелла – то отрицательные герои. Разве Джонни мог стать примером для советских ребятишек?

Читать: 12 советских фильмов, которые были сняты в Крыму

Несмотря на все опасения, киноруководители отнеслись к Гайдаю по-доброму. Создателям картины удалось убедить худсовет в том, что «Деловые люди» не воспевают американские нравы, а наоборот, обличают. В результате фильм утвердили почти без правок. 27 мая 1963 года «Деловые люди» вышел на большой экран. Показатели от проката были втрое ниже, чем у вышеупомянутого вестерна «Великолепная семерка».

Хотя по рассказам, метод сбора статистических данных вызывал тогда немало вопросов. Часто цифры перекидывались с одного фильма на другой, более важный с идеологической точки зрения. Но Гайдаю была важна реакция зрителей. А реакция была очень теплая. С тех пор всех шаловливых мальчишек стали называть «вождем краснокожих».

Леонид Иович намеренно снимал фильм в черно-белом цвете, как бы подражая классическим американским вестернам. Двадцать лет назад лента была полностью отреставрирована. Сейчас «Деловые люди» также любимы зрителями, как и другие комедии легендарного режиссера.

Читать: За кадром «Не может быть!»: любопытные факты со съемок