«Собака на сене»: роскошные костюмы на фоне тотального дефицита

Музыкальный фильм «Собака на сене» вышел на советские телеэкраны 1 января 1978 года. Режиссер Ян Фрид прославился именно своими музыкальными фильмами, среди которых «Летучая мышь», «Благочестивая Марта», «Дон Сезар де Базан», «Тартюф» и, конечно, «Собака на сене».

Фильм был снят по одноименному произведению испанского драматурга Лопе де Вега. Действие картины происходит в Неаполе, который в начале 17 века находится под властью испанской короны. Ревнивая графиня влюбляется в своего секретаря, но не может преодолеть социальные предрассудки. В этой истории есть все – приключения, музыка и любовь.

Читать: Почему фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» год пролежал на полке?

В 1977 году, когда проходили съемки фильма, советские магазины мало что могли предложить простым людям. А что уж говорить о костюмерах, тем более если речь идет о 17 веке. Большая часть немалых средств, выделенных на экранизацию комедии, пошли именно на костюмы.

Так откуда на экране взялись роскошные платья и расшитые золотом камзолы? Каждая деталь этих нарядов доставалась с огромным трудом. Художники по костюмам бегали по комиссионным магазинам и скупали антиквариат у населения. По телевидению и радио давалось объявление о том, что люди могут привозить и показывать свои вещи в конкретные магазины. Туда же выезжали художники, работавшие над фильмом, и администратор.

Большая часть костюмов все-таки повторно использовалась после съемок других картин. Однако обворожительная графиня Диана должна была по-настоящему блистать, поэтому все ее наряды были сшиты специально для нее. Например, знаменитое синее платье было украшено золотой вставкой. Она была сшита из антикварного церковного головного убора, сделаного в монастыре до начала 20 века.

Читать: Маргарита Терехова: «Чего мне стоит раскрепощение — я вам не скажу»

А камзол маркиза Рикардо, которого сыграл Николай Караченцов, был сшит из портьеры. Но был один костюм, которому завидовали все мужчины съемочной группы – кожаные брюки и жилет, в которых снимался Армен Джигарханян. Хоть это был и исторический костюм, никто бы не отказался в нем щеголять.

Вообще на фоне тотального дефицита тема костюмов для кино в СССР всегда была сложной, особенно это относилось к историческим картинам. Однако художники и костюмеры порой делали такое чудо, что их работы обретали свою собственную славу.

Читать: Легендарные наряды на советском экране