«Тот самый Мюнхгаузен»: самая сложная сцена в фильме

1 января 1980 года новый фильм Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» стал новогодним подарком для советских зрителей. А началось все в январе 1974 года, когда в гостях встретились Григорий Горин и Владимир Зельдин. Актер тогда поделился с драматургом, что мечтает сыграть барона Мюнхгаузена, только вот нет подходящего материала.

Горин загорелся идеей написать пьесу и вскоре по ней в Центральном театре Российской армии был поставлен спектакль «Комическая фантазия…». О громкой премьере тогда говорила вся Москва. Вскоре Марк Захаров, увидев постановку, задумал снять фильм по пьесе Горина и вынашивал эту идею, пока работал над своей картиной «Обыкновенное чудо».

Когда все актеры были утверждены на роли, причем большинство без проб, решено было снимать фильм в ГДР, в городке Вернигероде. Но тут начались проблемы с выездом. Сначала не хотели выпускать Семена Фараду, потом Владимира Долинского, поскольку он четыре года сидел в тюрьме. Благодаря вмешательству Евгения Леонова судимость с актера сняли, и вся творческая группа отправилась в Германию.

Съемки проходили в легкой и веселой атмосфере. Каждую сцену Марк Захаров продумывал до мелочей. Александр Абдулов вместе с Григорием Гориным сыпали искрометными шутками, многие из которых потом вошли в фильм, а далее ушли в народ. Бывали и неприятные моменты на съемочной площадке, которые омрачали настроение режиссера, как, например, сломанный палец, а потом и нога Александра Абдулова. Марк Анатольевич уговаривал актера воспользоваться услугами каскадера, но тот хотел выполнять все трюки самостоятельно. Так, прыжок с трехметрового забора обернулся для Абдулова гипсом.

Но одним из самых сложных стал эпизод с появлением оленя с вишневым деревом на голове. Сначала хотели привязать ветки к рогам животного изолентой, но оказалось, что олени сбросили рога и привязывать было не к чему. Тогда решили снять чучело оленя, однако режиссеру не нравились его неживые глаза. Был даже момент, когда Захаров думал отказаться от этой сцену, но потом решили попробовать снять животное отдельно в зоопарке, а балетмейстера Театра оперетты с ветками на голове – отдельно. Артист изучил движения животного и повторил их на темном фоне. После этого кадры совместили и получилось настоящее чудо!

С выхода «Того самого Мюнхгаузена» прошло более сорока лет, а интерес к этому фильму, который по праву вошел в золотой фонд советского кино, не проходит…

Читать: Вспоминаем 5 лучших фильмов Марка Захарова