За кадром «Бременских музыкантов»: невиданное решение

Когда мультфильм «Бременские музыканты» впервые показали руководству «Союзмультфильма», его создателей сразу же обвинили в тлетворном влиянии Запада, а позже в журнале «Крокодил» анимацию даже назвали «марихуаной для детей».

Василий Ливанов первый открыл для широкого зрителя композитора Геннадия Гладкова. Он написал сотни мелодий для художественных и мультипликационных фильмов, которые знает и любит каждый, кто жил в Советском Союзе. Гладкова уже при жизни считают классиком.

Читать: Как создавался мультфильм «Малыш и Карлсон»?

Дружба Ливанова с Гладковым продолжается вот уже восемьдесят лет, она берет начало со школьной скамьи. Будучи школьниками, Василий писал стихи, а Геннадий на них сочинял музыку. Спустя годы Гладков стал писать симфоническую музыку и занимался преподаванием. Однако «Союзмультфильм» круто изменил его жизнь. В 1968 году Ливанов, Гладков, поэт Юрий Энтин и режиссер композитор «Союзмультфильма» Инесса Ковалевская предложили руководству студии сценарий мультфильма «Бременские музыканты». Получив добро, художники начали работать над персонажами. Это были классические принцесса с короной, собачка, ослик и петушок, Трубадур с бубенчиками в клетчатом комбинезоне.

Но когда композитор показал свои первые мелодии, написанные для этого мультфильма, творческий коллектив понял, что эта музыка не вписывается в привычные рамки. И тогда было принято невиданное доселе решение – перерисовать всех героев. Такого в истории нашей анимации никогда не было. Впервые именно музыка определила идею будущего мультфильма и обеспечила ему грандиозный успех.

Главных героев «одевали» по картинкам из модных иностранных журналов тех лет, и они выглядели как хиппи. А вот какими должны были быть разбойники – никто не понимал. Тогда в «Союзмультфильме» объявили конкурс и пообещали премию за идею лучших бандитов. Были созданы сотни рисунков с изображением троллей, леших и т.д. Но все не подходило. И внезапно редактор Наталья Абрамова заметила настенный календарь с фотографией Вицина, Никулина и Моргунова, которые в конце 1960-х годов были, пожалуй, самыми любимыми советскими актерами. Таким образом вопрос с разбойниками был решен.

Все песни к «Бременским музыкантам» были записаны за один день. Так получилось, что несколько артистов, которые должны были участвовать в записи, не смогли приехать. Тогда почти все партии, в том числе и Атаманшу, исполнил Олег Анофриев.

После премьеры мультфильма на его создателей свалилась настоящая слава, а песни сразу же стали хитами. Однако руководство «Союзмультфильма» приняло эту работу без энтузиазма. По словам Энтина, режиссер, художник и сценарист мультипликации Федор Хитрук тогда сказал: «Ребята, вы же такие талантливые. Ну как вам не стыдно таким хулиганством заниматься, это же капустник!».

С поэтом Юрием Энтиным провели отдельный разговор. Слова «Величество должны мы уберечь / от всяческих ему ненужных встреч» ему посоветовали заменить, поскольку они воспринимались как прямой намек на Леонида Брежнева. Но, как мы знаем, эта фраза звучит из уст охранников короля. По рассказам поэта, через несколько лет к нему домой приехал начальник охраны Брежнева и предложил выпить за то, что они всегда напевали эту песню, когда ехали в автобусе в «Завидово», где очень любил охотиться Генеральный секретарь ЦК КПСС.

Читать: История создания мультсериала «38 попугаев»