За кадром: веселые съемки картин о Петрове и Васечкине

Кто в нашей стране не знает двух лучших друзей-пионеров Петрова и Васечкина? Ну, мало людей, кто хотя бы не выдел фильма об их приключениях. Всего вышли две картины о ребятах, но до того они два года пылились на полках Одесской киностудии. Чего только им не приписывали: “непионерская” музыка и пластика,  всяческие “американизмы”.

По рассказам режиссёра и сценариста фильмов Владимира Аленикова, он обошел все возможные инстанции. В итоге тогдашний председатель Гостелерадио СССР Сергей Лапин сказал ему, что фильмы очень плохие и  спросил о возрасте режиссера. “Мне – 35 лет”, – ответил Алеников. Тогда Лапин посоветовал ему сменить профессию, потому что «В кино работать вы не можете, это очевидно».

Режиссер и сценарист Владимир Алеников

А пришел в кино Владимир Алеников по приглашению Александра Хмелика, главного редактора киножурнала «Ералаш»,  и начал работать автором и режиссёром. Здесь и появились его первые рассказы о школьниках Петрове и Васечкине. В первое время герои существовали отдельно друг от друга, а позже их объединили и вместе они появились в мультфильме “Переменка” в 1979 году.

Вскоре Одесская киностудия предложила режиссеру сделать фильм о друзьях. И начались мучительные поиски по всей стране главных героев. Автор просмотрел больше 5 тысяч мальчиков, но все безуспешно. А потом его близкий друг Владислав Дружинин, который был свидетелем поиска героев, предложил взглянуть на своего сына Егора, находившегося в тот момент в лагере.

Алеников и Дружинин отправились в лагерь, и оказалось, что Егор именно тот, кто был нужен. Петров  нашелся там же, он был другом Егора. Наконец, вопрос главных героев был решен. Девочку на роль подруги Маши Старцевой, в которую по фильму ребята были влюблены, они выбрали сами.

Все трое ребят не имели прежде опыта работы перед камерой. Как потом многие говорили, таких свободных и независимых детей в отечественном кино еще не было.

Позже Владимир Алеников рассказывал, что юные актеры все время что-то выдумывали, внезапно исчезали. А однажды они сговорились с пиротехником, и неожиданно на площадке начались взрывы, стрельба. В общем, было весело.

Фильм полностью снимался в Одессе, действия происходили в школе №100. Над её фасадом до сих пор сохранилась цветная мозаика, которая была в фильме. Как рассказывал Егор Дружинин, все ученики в школе радовались приходу съёмочной группы – это означало срыв уроков.

Для режиссера Аленикова этот фильм стал в определенной степени автобиографическим. Героя Васечкина он списал с себя, а прообразом Петрова стал его друг детства Петя Брандт.

После окончания работы над первым фильмом, от режиссера потребовали начать снимать продолжение. Так появились “Каникулы Петрова и Васечкина”.

Когда фильмы были готовы, пришло сообщение, что их не будут показывать. Но чудесным образом Аленикову удалось уговорить дочь Андропова посмотреть эти фильмы. Несмотря на то, что она не приехала на просмотр, в первый день лета 1984 года на экраны страны вышли картины о приключениях школьников Петрове и Васечкине.

Фильм получил множество наград на международных фестивалях.