Марлен Дитрих не нуждается в прославлении. Да, она была иконой, но она также была человеком — и женщиной, которая для многих служит образцом для подражания, особенно в 21 веке: как эмансипированная, финансово успешная женщина и космополит, которая выбросила гендерные нормы за борт, стояла на стороне гуманизма и демократии во времена кризиса, и знала, когда пришло время покинуть большую сцену.
Марлен Дитрих родилась 27 декабря 1901 года в Берлине-Шёнеберге и была второй дочерью лейтенанта полиции Луи Дитриха и его жены Вильгельмины (урожденной Фельсинг). Марлен получила строгое воспитание, в котором особое внимание уделялось ее музыкальному образованию.
Читать: История жизни очаровательной Ингрид Бергман
Девочка брала уроки игры на скрипке и посещала среднюю школу. В 1908 году умер ее отец. Затем мать вышла замуж за лейтенанта Эдуарда фон Лоша, погибшего во время Первой мировой войны. С 1918 по 1921 год Марлен Дитрих посещала школу-интернат в Веймаре, где получила образование концертирующей скрипачки. После окончания школы она еще год продолжала обучение в Берлинском музыкальном университете, но была вынуждена прекратить его из-за проблем со здоровьем.
Начало карьеры
В 1922 году Марлен впервые прошла прослушивание в театральной школе и вскоре была приглашена в спектакль «Укрощение строптивой». Благодаря своей работе она познакомилась с помощником режиссера Рудольфом Зибером, за которого вышла замуж 17 мая 1923 года. В это же время Дитрих получила свои первые небольшие роли в кино, в том числе в «Человеке в дороге» и «Трагедии любви». 12 декабря 1924 года у молодой актрисы родилась дочь Мария.
В 1930 году режиссер Йозеф фон Штернберг решил, что Дитрих идеально подходит для роли Лолы и предложил ей сняться в своем фильме «Голубой ангел». Фильм имел большой успех для всех участников и ознаменовал международный прорыв Марлен Дитрих. С тех пор она подружилась со Штернбергом и сопровождала его в Голливуд, где подписала семилетний контракт с кинокомпанией «Paramount Pictures».
Кадр из фильма «Голубой ангел»
Но Дитрих поддерживала постоянный контакт со своим мужем Рудольфом Зибером. Хотя в 1930-х годах пара рассталась, они официально были женаты до самой его смерти в 1976 году и поддерживали друг друга. Именно Дитрих в 1930-х годах телеграммой призвала Зибера как можно скорее покинуть Европу вместе с их дочерью Марией.
В своем первом американском фильме «Марокко» Дитрих появилась в роли певицы в мужской одежде, что вызвало бурю негодования, но в то же время произвело революцию в женском гардеробе – многие женщины последовали ее примеру и начали носить брюки. В последующие годы сотрудничество Марлен с режиссером Штернбергом привело к созданию некоторых из ее самых успешных фильмов, в том числе «Шанхайский экспресс» и «Дьявол – это женщина».
Переезд в США
После прихода к власти в Германии в 1933 году национал-социалистов и вступления в силу Закона о правах Марлен Дитрих переехала в США. В последующие годы правительство, признавшее, что эмиграция актрисы нанесет большой урон репутации гитлеровской Германии, пыталось уговорить кинозвезду вернуться в страну, предлагая ей привлекательные роли. Однако Дитрих последовательно отказывалась от предложений, и тогда режим объявил ее предательницей.
Из США актриса стала активной антифашисткой, поддерживая еврейских эмигрантов и выступая в своих многочисленных музыкальных произведениях против бессмысленности войны. Кроме того, актриса финансово поддерживала своих коллег в Германии и Франции, а также помогала им эмигрировать в США.
Марлен Дитрих и Жан Габен, самая большая любовь актрисы
Поскольку Дитрих не могла активно участвовать на фронте в качестве солдата, она вносила свой вклад в моральную поддержку американских солдат. Когда ее возлюбленный Жан Габен записался во французскую армию, она путешествовала по раздираемой войной Европе и как певица поддерживала войска США. За это Дитрих была удостоена званий «Кавалер Почетного легиона» и «Офицер Почетного легиона» во Франции, а в США в 1947 году получила Медаль Свободы — высшую награду для гражданского населения.
Современной женщиной, получившей так называемую Президентскую Медаль Свободы, является бывший канцлер Германии Ангела Меркель. Эту награду она получила от Барака Обамы в 2011 году. В Германии официальная награда пришла к актрисе с опозданием: лишь в 2002 году она была посмертно удостоена Почетного гражданства города Берлина.
Читать: Судьба «трагической императрицы», красавицы Роми Шнайдер
Тем временем успех Дитрих в Америке оставался неизменным. Между 1936 и 1939 годами она снималась у величайших режиссеров того времени, таких как Альфред Хичкок, Орсон Уэллс, Билли Уайлдер и Эрнст Любич. Свою последнюю поездку в Германию перед окончанием Второй мировой войны Дитрих совершила в 1937 году. В знак протеста против национал-социалистов в 1939 году она приняла американское гражданство. Но в 1960 году актриса ненадолго вернулась в Германию, где ее концерт имел большой успех.
В то же время Дитрих продолжала сталкиваться с клеймом «предательницы» со стороны некоторых слоев населения. И поэтому кинозвезда все больше и больше отдалялась от немецкой публики, живя сначала в США, а затем в Париже. В 1961 году Дитрих получила свою последнюю главную роль в фильме «Нюрнбергский процесс», в котором сыграла вдову немецкого генерала, приговоренного к смертной казни. Актриса знала, когда ей пора остановиться: после травмы в 1975 году (упала со сцены) она завершила актерскую карьеру, а три года спустя в последний предстала перед камерой на съемках фильма «Прекрасный жиголо, бедный жиголо».
Когда австрийско-швейцарский режиссер и актер Максимилиан Шелл в 1984 году снимал о ней документальный фильм «Марлен», она заявила, что больше не хочет сниматься. Шелл сказал, что пытался убедить ее в обратном, но Дитрих твердо стояла на своем: «нет, значит, нет». Она объяснила ему, что ее уже «заснимали» до смерти. Шеллу было разрешено делать только аудиозаписи, и он должен был накладывать их на уже существовавший киноматериал.
Правила, которые она нарушала
Марлен Дитрих производила впечатление не только своим актерским мастерством, но и эффектной, элегантной внешностью. Она демонстрировала большое разнообразие в своих образах – будь то во фраках и брюках, в нарядах авиаторов, в цыганской одежде или в вечернем платье.
Дитрих обратила предметы одежды, ранее предназначенные для мужчин, в модные наряды для женщин, превратив себя, таким образом, в икону стиля. В своем первом голливудском фильме «Марокко» она, одетая в смокинг, поцеловала другую женщину. Такого еще никогда не было на экране: ни поцелуя, ни женщины в смокинге.
Читать: Жизнь и любовь Риты Хейворт: «Меня привлекают подлые личности»
Дитрих часто фотографировалась в брючных костюмах и с галстуком. Таким образом, она постепенно перенимала мужскую моду, а мужской цилиндр превратил ее в секс-символа: на одной из самых известных ее фотографий она изображена в подтяжках и цилиндре. Это сцена из немецкого фильма «Голубой ангел», сделавшего ее знаменитой.
При этом актриса никогда не переставала носить платья и макияж. На сегодняшних фотографиях она изображена преимущественно в костюме, но Марлен Дитрих чувствовала себя одинаково комфортно в обоих мирах моды, будь то золотистое платье с открытыми плечами или белоснежный брючный костюм. Кстати, в некоторых словарях моды «брюки Марлен» выделены отдельной статьей.
Оставалась гражданином мира
Марлен Дитрих, хотя и почиталась во многих странах, не зацикливалась на национализме или патриотизме. Когда Максимилиан Шелл во время съемок фильма «Марлен» спросил ее, почему она живет в Париже, она ответила, что в то время работала там, но часто бывала в Нью-Йорке и много путешествовала.
На вопрос, не чувствует ли она себя бездомной, Дитрих ответила: «Нет — это все ерунда!… У меня есть чувства к людям, но нет чувств к городам или чему-то еще. Но Америка — мой настоящий дом. Меня приняли там, когда я приехала. Там живет моя дочь, там вся моя семья».
Люби того, кого хочешь
Марлен Дитрих c Эдит Пиаф (дочь Дитрих была убеждена, что они любовницы)
У Марлен Дитрих были отношения как с женщинами, так и с мужчинами. Это никогда не было секретом, но обычно упоминались поименно именно мужчины. Дитрих не придавала большого значения своей бисексуальности. Когда Максимилиан Шелл спросил ее о сексе с женщинами, актриса лаконично ответила: «О, вы знаете, есть мужчина и есть женщина. Потом он ложится на нее, и тогда это происходит, да? — То же самое и с двумя женщинами».
Читать: Эдит Пиаф: короткая жизнь «Маленького Воробья»
Женщина, которая открыто любит оба пола, — это было и остается революционным в общественной сфере даже сегодня. У Дитрих были и асексуальные отношения: она влюбилась в американского писателя Эрнеста Хемингуэя, который ответил ей взаимностью. Однако они удовлетворяли свою тоску только обменом письмами.
Смерть актрисы
После падения со сцены в 1975 году Марлен Дитрих почти не выходила из своей парижской квартиры вплоть до своей смерти 6 мая 1992 года. В конце жизни она пристрастилась к алкоголю и таблеткам и провела свои закатные годы в уединении. Миф о Дитрих жив и по сей день, несмотря на то, а может быть, как раз благодаря ее уединению в последние годы.
Читать: Судьба прекрасной Далиды: незаживающая рана