Эдит Пиаф: короткая жизнь «Маленького Воробья»

Жизнь и музыка Эдит Пиаф были наполнены грустью, трагедией, гламуром и триумфом. Она была настолько типично француженкой, что ее можно поставить в один ряд с багетами, беретами и Эйфелевой башней. Пиаф начала петь с детства и не прекращала этого делать до последнего вздоха.

Когда девушка начала работать в клубах, она носила простое черное платье, которое стало ее визитной карточкой. В отличие от большинства певцов, она была угрюма, и ее музыка передавала трагические истории о несчастных женщинах и потерянной любви. Большинство песен были вдохновлены ее собственной жизнью. А ее самая известная композиция «Non, Je Ne Regrette Rien» («Нет, я ни о чем не сожалею») воплощает в себе иронию ее жизни.

Детство

Когда дело доходит до детства Эдит Пиаф, мифы и реальность часто переплетаются вместе. Говорят, она родилась на улицах Бельвиля, рабочего квартала на окраине Парижа. Люди истолковали это так, будто мать родила ее на тротуаре. На самом деле, она появилась на свет 19 декабря 1915 года в больнице, как и большинство младенцев. Но в отличие от других детей, девочка родилась в семье бродячих артистов цирка. Ее отец был акробатом, а мать – певицей. Мать бросила дочь через два месяца после рождения, и девочка два года жила со своей бабушкой по материнской линии в ужасных антисанитарных условиях и полном равнодушии.

Когда отец Пиаф вернулся с Первой мировой войны, он увидел условия, в которых жила его дочь и перевез к своей матери, которая содержала бордель. Здесь родился еще один миф. Говорили, что Пиаф ослепла и проститутки молились святой Терезе, чтобы к Пиаф вернулось зрение и вскоре чудо случилось. Позже стало известно, что Пиаф отвели к врачу, который поставил ей диагноз «острый кератит – воспаление роговицы, вызванное вирусом герпеса или бактериями». Состояние лечили соответствующими лекарствами.

Первые выступления

В 8 лет Эдит Пиаф стала жить с отцом. Некоторое время они гастролировали с цирком, но вскоре ее отец уволился, и они стали путешествовать по стране. В 14 лет Пиаф начала принимать участие в уличных представлениях отца. Певица утверждала, что ее слепота отразилась на ее способности петь: «Когда я хотела понять, «увидеть» песню, я закрывала глаза».

Со временем она разработала собственный репертуар и с 16 лет стала работать без отца. Пиаф выступала с акробаткой Момон на улицах и в армейских казармах. В это время она встретила молодого человека по имени Луи Дюпон и забеременела от него. В 17 лет Эдит родила единственную дочь Марсель, которая через два года умерла от менингита. Пиаф рассталась с Дюпоном и продолжила выступать с Момон на улицах и в клубе Lulu’s.

«Маленький Воробей»

Однажды во время выступления возле Триумфальной арки прохожий услышал, как Эдит Пиаф поет «Comme un moineau», что переводится «Как воробей». Этого человека звали Луи Лепле, и именно он дал ей сценическое имя «Маленький Воробей». «Пиаф» на сленге означает «воробей». Лепле владел престижным кабаре недалеко от Елисейских полей. Он платил ей 40 франков за ночь и помогал формировать ее имидж.

В течение года Пиаф стала популярной, выступая на радио, видя свое имя в газетах, снимаясь в кино и записывая альбом. Однажды пока она находилась в Каннах на благотворительном балу, Лепле был ограблен и убит в Париже. Несмотря на то, что певицы не было рядом с местом преступления, ее арестовали и допросили, но позже отпустили. Полиция считала, что, работая в его кабаре, Пиаф привлекла к Лепле внимание своих друзей из уличной мафии. Пиаф часто общалась с ними, поскольку, как и проститутки делала это для защиты, работая и живя в небезопасных районах города. Хотя певица была признана невиновной в убийстве, это запятнало ее карьеру.

Пиаф во время войны

Тот факт, что Эдит Пиаф продолжала работать на протяжении всей Второй мировой войны, был достаточным, чтобы французы начали присматриваться к ней. Немецкие солдаты приходили на ее выступления, и она пользовалась популярностью у нацистских лидеров. Хотя их цензоры проверяли все песни и запрещали те из них, которые были написаны еврейскими поэтами.

Пиаф защищала двух еврейских музыкантов, Мишеля Элмера и Норберта Гланцберга, которым помогла скрыться. Она непреднамеренно помогала движению сопротивления, живя в доме, где прятались многие евреи. Одно издание потом писало: «Она продолжала петь в лагерях для заключенных по своей собственной инициативе, даже когда не проводились мероприятия сопротивления, и никогда не будет вполне ясно, чей моральный дух (нацистов или заключенных) она надеялась поднять».

Читать: Как Мишель Мерсье доживает свою непростую жизнь?

После войны были сформированы комиссии по чистке, чтобы допросить тех, кто, возможно, сочувствовал Германии. Музыка Эдит Пиаф была запрещена. После того, как она умоляла снять запрет, рассказав о своих усилиях по оказанию помощи сопротивлению, певица снова смогла выступать. К этому времени Пиаф было 30 лет, она была знаменитой, и отчаянно пыталась сохранить свою карьеру на плаву, поскольку послевоенная Франция большей частью занималась своим восстановлением. Многие французские певцы имели большой успех в США, поэтому в 1947 году Пиаф отправилась в тур по этой стране. Она пробыла там пять месяцев.

Большая любовь

У Эдит Пиаф было больше любовников, чем она могла сосчитать. После романа со знаменитым актером Джоном Гарфилдом в США она написала в своем дневнике: «Я не собиралась иметь кучу любовников. В конце каждого романа я чувствую себя отвратительнее, чем когда-либо. Я бы хотела одну настоящую, большую любовь». В это время в Нью-Йорк на матч прилетел Марсель Сердан. Он был французским боксером, столь же известным и любимым, как Пиаф. Из-за того, что Сердан был женат и имел троих детей, они пытались скрыть свой роман, хотя эта новость все равно попала в парижские таблоиды.

Читать: Джейн Биркин и Серж Генсбур: любовь на весь Париж

Пиаф и Сердан происходили из бедных кварталов и уважали друг друга за построение успешной карьеры. В сентябре 1949 года, в разгар своей любви Пиаф написала песню «Hymne à l’Amour». Пара часто путешествовала вместе. В том же году Пиаф отправилась в Нью-Йорк, где Сердану был назначен бой с Джейком ЛаМоттой. Сердан планировал приплыть на корабле, но Пиаф настояла на том, чтобы он прилетел на самолете, чтобы они успели больше времени провести вместе. Самолет с Серданом упал на Азорские острова, и все погибли. Пиаф была убита горем.

Болезнь

В это время она заболела артритом и стала принимать много лекарств. А в 1951 году Пиаф попала в автомобильную аварию. Певица ехала со своим новым любовником, Андре Пуссом, когда он пропустил поворот, и они разбились, в результате чего певица сломала руку и два ребра. Ей прописали морфин. Пиаф писала: «Я зарабатывала миллионы и была зависима. Торговцы наркотиками знали это и воспользовались ситуацией». Она вспоминала, как люди заходили в ее квартиру и «грабили» ее, но она была слишком слаба, чтобы что-то с этим поделать.

Согласно некоторым изданиям, «к середине 1950-х годов, после нескольких автомобильных аварий, ее употребление обезболивающих превратилось в зависимость». Помимо морфина, Пиаф стала больше пить. Она пила, чтобы избавиться от боли, как физической, так и эмоциональной. Она так и не оправилась от смерти Сердана. Пиаф хранила все его вещи, которые у нее были, как реликвии.

Первое замужество

Когда она встретила своего будущего мужа Жака Пилса, у нее были отношения с известным французским велосипедистом Луи Жерарденом, за которого, по ее словам, она хотела выйти замуж. Согласно изданию Independent, Пиаф отправила ему письмо, в котором говорилось: «Когда вы получите это письмо, я выйду замуж». Ее отношения и брак с Пилсом были неожиданными. Пилс, который также был певцом, предложил Пиаф вместе поработать над песней. Они начали каждый день репетировать и вскоре после этого объявили о совместном турне и помолвке.

Читать: Симона Синьоре: о карьере и жизни актрисы

Сестра мужа, Симона, ухаживала за Пиаф. Она покупала для певицы кортизон, когда ей было больно, и она не могла заснуть. Затем Пиаф проходила курс лечения от морфина и алкоголя. Она также попадала в больницу из-за проблем со здоровьем.

После того, как супруги больше не могли гастролировать, быть вместе им стало сложно. А Пиаф не любила оставаться одна. Она завела роман с поэтом-песенником Жаном Дрежаком и объехала с ним все США. Через год, вернувшись в Париж, она и Пилс развелись.

Ухудшение здоровья

Несмотря на свою зависимость и болезни Эдит Пиаф продолжала петь в свои 40 лет. В 1959 году она дважды убегала со сцены, кашляя кровью. Врач сказал ей, что у нее кровоточащая язва от всех лекарств, которые она принимала. Пиаф была госпитализирована и сильно похудела. После этого она часто попадала в больницы, но продолжала выступать, когда находила в себе силы.

Второй брак

В этот период автор текстов Мишель Вокер и композитор Шарль Дюмон написали для нее песню «Non, je ne regrette rien» («Нет, я ни о чем не сожалею»), которая стала одной из ее самых известных композиций. Она была похожа на песню, которая подводила итог жизни. Прямо перед смертью, когда здоровье Пиаф ухудшилось, она вышла замуж за молодого певца Тео Сарапо, который был моложе ее на 20 лет. Дюмон сказал об этом союзе: «Она хотела сделать что-то мифическое … показать в самом конце, что она объяла любовь, молодость, красоту. Это было очень романтично». Пиаф умерла от печеночной недостаточности 10 октября 1963 года. Ей было всего 47 лет.

Смерть Эдит Пиаф

После смерти артистки один из ее ближайших друзей, Жан Кокто, всемирно известный французский писатель, сказал: «Эдит Пиаф сгорела в пламени своей славы». Кокто умер на следующий день после Пиаф. В течение 48 часов Франция потеряла двух своих величайших представителей.

Католическая церковь отказалась отпевать Эдит Пиаф, потому что она развелась и снова вышла замуж. По данным The New York Times, «… около 100 тысяч человек выстроились в очередь на несколько часов, чтобы попрощаться с ней». 40 тысяч человек присутствовали на кладбище Пер-Лашез в Париже, где похоронены многие известные люди. Ровно через полвека после смерти Пиаф, 10 октября 2013 года, католическая церковь все-таки отслужила по ней официальную мессу.

Читать: Звезда «Блефа» Капучине: прекрасная и несчастная

Эдит Пиаф продолжает оставаться национальным достоянием Франции. В Париже есть улица, названная ее именем, бронзовая статуя и музей. При жизни Пиаф часто ругали за сексуальные связи, разрыв брака и употребление наркотиков. Долгое время после ее смерти ее музыка считалась устаревшей, но в 2000-х годах интерес к ней возродился.

В 2007 году биографический фильм «Жизнь в розовом цвете» с Марион Котийяр в главной роли, безусловно, помог вернуть интерес к наследию певицы. Актриса получила «Оскар» за роль Эдит Пиаф.