«12 стульев»: как Леонид Гайдай воплощал свою мечту?

«12 стульев» – это не просто фильм, это легенда. Фильм, который на протяжении десятилетий дарит людям смех и вдохновение. И кто знает, как сложилась бы судьба этой экранизации, если бы не тот невероятный поворот, словно подстроенный самим Остапом Бендером.

Леониду Гайдаю удалось собрать в фильме не только одних из лучших актеров своего времени, но и открыть зрителям таких дебютантов, как Наталья Крачковская, для которой ее мадам Грицацуева стала счастливой путевкой в мир большого кино.

Читать: Как создавался фильм Леонида Гайдая «Деловые люди»?

Еще во время учебы во ВГИКе Леонид Гайдай, очарованный романом «12 стульев», попал под чары Остапа Бендера. Мысль экранизировать книгу превратилась в навязчивую идею. Роман Ильфа и Петрова стал настольной книгой режиссера. Экранизация «12 стульев» – это история не только о приключениях Остапа Бендера и Ипполита Матвеевича, но и о тернистом пути, который проделал Леонид Гайдай, чтобы воплотить свою заветную мечту в жизнь.

Словно заклятие, судьба раз за разом откладывала заветный проект. Сначала Михаил Швейцер вырвался вперед, начав работу над «Золотым теленком». Затем эстафету подхватил Георгий Данелия, получив от студии разрешение на экранизацию «12 стульев». Гайдай был в отчаянии. Но тут произошло нечто невероятное. События закрутились в калейдоскопе, словно сам Великий комбинатор взялся за дело.


Леонид Гайдай и Георгий Данелия 

В коридоре «Мосфильма» встретились Данелия и Гайдай. Георгий Николаевич поинтересовался, хочет ли еще его коллега снимать «12 стульев». Леонид Иович поделился, что мечтает об этой работе. «Забирай! Я перегорел и не знаю, как ставить этот роман», – сказал Данелия. Это был шанс, которого Гайдай не мог упустить. В ту же минуту он бросился писать заявку на съемки и вскоре с энтузиазмом приступил к работе.

Совместно с Владленом Бахновым он написал сценарий к фильму и взялся за подбор актеров. Но именно здесь его ждало самое настоящее испытание. Пробы «12 стульев» стали самыми долгими и сложными в карьере Гайдая. Режиссер, словно одержимый, искал идеального Остапа Бендера. Около двухсот актеров прошли пробы, примеряя на себя образ Великого комбинатора.

Читать: Любимые актеры Леонида Гайдая

Среди них были такие звезды, как Алексей Баталов, Александр Белявский, Никита Михалков, Анатолий Кузнецов, Валентин Гафт, Спартак Мишулин, Олег Борисов, Михаил Козаков, Александр Лазарев и многие другие. Окончательное решение Леонида Иовича было в пользу Владимира Высоцкого благодаря невероятной популярности артиста в тот период.

Но ликование Гайдая оказалось преждевременным. Вскоре выяснилось, что начать съемки с Высоцким будет не так просто. Когда пришло время примерки костюмов, артиста нигде не могли найти. Гайдай забеспокоился: если в подготовительный период Высоцкий демонстрирует такое поведение, что же будет на самих съемках? После неудачного опыта с Высоцким режиссер утвердил на главную роль Александра Белявского.

Александр Белявский в фильме «Крах инженера Гарина» (1973)

На съемочной площадке царила атмосфера веселья и предвкушения. По традиции, в первый день съемок все киношники разбивают тарелку с именами съемочной группы на удачу. Вот и «12 стульев» не стали исключением. Однако впервые в карьере Гайдая после удара о штатив кинокамеры тарелка осталась целой. У режиссера, известного своим суеверным характером, появились дурные предчувствия. И они его не обманули.

Четверть фильма уже отснята, а Леонид Иович в ужасе: Остап Бендер в исполнении Александра Белявского не соответствует образу! Слишком благородный, чересчур положительный – он не Великий комбинатор! Съемки заморожены, а группа в растерянности. Пришлось срочно возобновлять поиски Бендера. И тут Гайдаю посоветовали обратить внимание на грузинского актера Арчила Гомиашвили, который блистательно играл Бендера в театральной постановке «Золотой теленок».

Читать: Жизнь Александра Белявского: Я даже предчувствовать не мог!

Пробы прошли успешно, и первое впечатление от актера было хорошим. Но… руководство киностудии высказалось категорически против! Гомиашвили не вписывался в их представление о Бендере: он слишком возрастной, лысый, с ярко выраженной грузинской внешностью.

Но режиссер не сдавался. Он упрямо настаивал на кандидатуре Гомиашвили. «Великого комбинатора будет играть только он!» – заявил Гайдай. Он считал, что грим и парик помогут омолодить актера. А что касается «нетипичной» внешности… Кто сказал, что мать «сына турецкоподанного» не могла быть грузинкой? Гайдай абсолютно ясно понимал: Гомиашвили не нужно играть, он и есть тот самый Остап!

Арчил Гомиашвили 

Съемки возобновились, но… не все пошло так гладко! Мятежный образ Бендера, словно вселившийся в Гомиашвили, начал всерьез нервировать Гайдая. Режиссер стал сомневаться в правильности своих решений, когда актер стал диктовать свои правила на съемочной площадке, что категорически не нравилось жесткому в работе Гайдаю. А Гомиашвили не готов был подстраиваться, даже под такого мастера, как Леонид Иович. Ежедневные споры и ссоры разочаровывали режиссера. Он словно оказался в заложниках у своей мечты. В то же время Гайдай понимал, что очередной замены актера ему не простят. Терпеть Гомиашвили — вот цена, которую режиссер должен был заплатить за выпуск фильма.

Когда съемки завершились и все трудности остались позади, Гайдай приступил к монтажу картины. И тут он принял неожиданное решение – пригласить на озвучивание Остапа Бендера актера Юрия Саранцева. Что тому стало причиной – напряженные отношения с Гомиашвили, его занятость или сильный акцент – точно не известно. Но эта новость повергла актера в ярость и привела к многолетней войне с режиссером.

По словам композитора Александра Зацепина, Леониду Гайдаю не нравился Остап. «Как он ни выбирал, ни выбирал… Кто-то сказал, что Гайдай ему (Гомиашвили) сказал, что «Если бы я знал, что вы так играете, я бы вас не взял»; а тот сказал: «Если бы я знал, что вы такой режиссер, я бы к вам не пошел», – рассказывал композитор.

Читать: Лучшие фильмы, в которых звучит музыка Александра Зацепина

1971 год ознаменовался выходом на экраны легендарной комедии «12 стульев». После премьеры стало понятно: это успех! Зритель ринулся в кинотеатры, а крылатые фразы из фильма ушли в народ. Несмотря на все трудности Леониду Гайдаю удалось не просто перенести на экран страницы романа, но и создать уникальное произведение, наполненное неповторимым юмором и атмосферой.