Анатолий Папанов и Андрей Миронов: лучший советский дуэт

Анатолий Папанов и Андрей Миронов — это два великих комедийных артиста, которые великолепно играли и драматические роли. Достаточно вспомнить Папанова в «Холодном лете пятьдесят третьего…» или Миронова в фильме «Мой друг Иван Лапшин».

Читать: 8 лучших фильмов Анатолия Папанова 

Создавая в 1965 году собственную историю о Робине Гуде, Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский назвали своего героя Юрием Деточкиным. Это были времена «хрущевской оттепели», когда реформы, проводимые государством, положительно сказывались на жизни советских граждан. Многие люди стали получать какие-никакие отдельные квартиры, строили дачи, появились жилищные кооперативы и «комиссионки».

Кадр из фильма «Берегись автомобиля»

В комедии «Берегись автомобиля», впрочем, как и во всех своих фильмах, Рязанов собрал сильнейший актерский состав – Иннокентий Смоктуновский, Андрей Миронов, Олег Ефремов, Анатолий Папанов, Любовь Добржанская, Георгий Жженов, Ольга Аросева, Евгений Евстигнеев. И чудесным образом в этом фильме родился самый популярный советский дуэт – Папанов и Миронов.

По словам Рязанова, первое появление Андрея Александровича на экране подчеркнуло его отрицательное обаяние. Поэтому режиссер именно его пригласил на роль спекулянта Димы Семицветова, продавца комиссионного магазина. Позже Рязанов понял, что ошибался. От актера с экрана веяло добротой и очарованием.

Читать: Жизненный путь Анатолия Папанова

Игра Миронова получила высокую оценку критиков и зрителей. Но не меньше отмечали и образовавшийся новый дуэт. Правда возник он намного раньше – в начале 1960-х годов на сцене Театра Сатиры. Здесь актеры подружились, а потом эта дружба перенеслась и на экран.

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука»

Второй картиной, где появился этот тандем стала комедия Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Зрители были в восторге от их игры, а вот актерам она не очень-то нравилась, также как и художественному совету.  Особенно игрой Миронова и Папанова был недоволен Рязанов, что многие посчитали ревностью режиссера, у которого позаимствовали удачный дуэт.

Читать: Для чего использовали манекены в «Бриллиантовой руке»?

А потом еще один известный режиссер пригласил этих актеров в свою картину. В 1975 году Марк Захаров задумал снимать «12 стульев» по одноименному роману И. Ильфа и Е. Петрова. Без всяких проб Папанов и Миронов были утверждены на главные роли. Надо сказать, что Захаров уже работал с ними на театральной сцене, ставив спектакль «Доходное место». Поэтому знал их как никто другой.

Кстати, Леонид Гайдай также задумывался пригласить Андрея Миронова и Анатолия Папанова на роли Остапа Бендера и Ипполита Матвеевича Воробьянинова в свою экранизацию 1971 года, но потом предпочел других актеров. А Захаров понимал, что сложившийся дуэт – это гарантия успеха и сэкономленных нервов. Ведь актеры прекрасно понимали друг друга без слов.

Кадр из фильма «12 стульев»

В жизни они не были большими друзьями, но хорошо общались, уважали и ценили друг друга как партнеров. Папанов и Миронов были абсолютно разными людьми. У каждого был свой круг общения, но они с удовольствием вместе работали как в кино, так и на театральной сцене. Например, в постановках «Ревизор» (Хлестаков и Городничий) или «Горе от ума» (Чацкий и Фамусов). Анатолий Папанов и Андрей Миронов не были актерами одного амплуа, они менялись, и за этим было интересно наблюдать.

Читать: Вспоминаем 5 лучших фильмов Марка Захарова

На 5 августа 1987 года был запланирован спектакль «Ревизор», но в этот же день у Анатолия Папанова остановилось сердце. А потом устроили концерт, на котором Миронов играл и за себя, и за него. Спустя девять дней во время спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» себя плохо почувствовал Андрей Александрович и 16 августа, вслед за своим почитаемым коллегой, он ушел из жизни.

Так советское искусство в одночасье потеряло один из лучших своих дуэтов. Взаимное уважение и огромный талант принесли Анатолию Дмитриевичу и Андрею Александровичу не только всесоюзную славу, но и огромную зрительскую любовь.