Мы ее знаем по роли Зоси из «Школьного вальса» или очаровательной Кэтти из картины «Д’Артаньян и три мушкетера». А что было по ту сторону экрана, как складывалась жизнь прекрасной Елены Цыплаковой?
Елена Цыплакова родилась 13 ноября 1958 года в Ленинграде в семье художников. Ее отец прошел всю войну и был тяжело ранен. Когда Лене было шесть лет, у отца обнаружили открытую форму туберкулеза, и поэтому девочку на всякий случай отправили в оздоровительный интернат, а на деле – в детский дом. Там она провела два года, год перед школой и второй класс. За это она время закалила свой характер, что помогло ей в дальнейшей жизни.
«Этот опыт сформировал меня как самостоятельного человека. В то время была небольшая обида, ведь старший брат оставался дома. Но зато потом родилась картина «На тебя уповаю» про детский дом», – говорит актриса.
Елена очень хорошо училась, а также занималась различными видами спорта – плаванием, фигурным катанием и другими.
Однажды к ним в гости пришел известный художник Николай Юдин со своей супругой Динарой Асановой. Девушка была выпускницей театрального ВУЗа, начинающим режиссером. Именно она разглядела в школьнице задатки актерского таланта и через какое-то время пригласила ее в свою первую картину «Не болит голова у дятла» на главную роль.
Кадр из фильма «Ключ без права передачи»
Елена до того момента никогда не задумывалась об актерской карьере, у нее были другие увлечения – математика, рисование, спорт. Однако из любопытства она решила попробовать сняться, и эта работа принесла 14-летней девушке первую популярность и привлекла внимание к ней со стороны других режиссеров.
Затем последовали такие фильмы, как «Шаг навстречу», «Иван и Коломбина», «Вдовы», «Ключ без права передачи». Во всех этих картинах Елена снялась еще до окончания школы. А образ десятиклассницы Тани Косицкой из последнего фильма Цыплакова считает самым близким ей по духу.
Елена с легкостью поступила в ГИТИС, однако учиться, одновременно снимаясь в кино, было непросто. Да и преподаватели были не рады такой популярности своей студентки. В результате девушке пришлось перевестись во ВГИК. А поступив на службу в Малый театр, Елена и здесь нарушила негласное правило ВУЗа. Ей хотелось попробовать свои силы и на театральной сцене.
Очень заметной в то время стала ее роль Зоси Кнушевицкой из «Школьного вальса». Фильм стал культовым, а многие женщины, посмотрев его, отказались делать аборт. Потом к актрисе подходили люди, называли ее своей крестной матерью, поскольку своим рождением были обязаны «Школьному вальсу».
Кадр из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера»
Еще больший успех к Цыплаковой пришел в 1979 году после выхода картины «Д’Артаньян и три мушкетера», в которой она сыграла Кэтти, служанку Миледи. И хотя на следующий день после премьеры актриса проснулась знаменитой, эта роль ей совершенно не нравилась. Цыплакова считала свою героиню слишком легкомысленной.
И как будто специально режиссеры стали наперебой предлагать ей роли именно такого толка, что ее сильно расстраивало. Лишь Динара Асанова хорошо понимала Елену и предложила ей серьезную роль в своей картине «Никудышная».
В 1981 году Цыплакова поступила на режиссерский факультет ВГИКа, чтобы снимать серьезное кино. Реализовать эти мечты Елене удалось не сразу, а вот ее актерская карьера продолжалась с успехом. В 1985 году она стала дипломированным режиссером и вскоре в составе советской киноделегации отправилась в Африку.
Вернувшись домой, у актрисы обнаружилась такая тяжелая форма малярии, что врачам пришлось бороться за ее жизнь. 27-летняя Елена очень сильно поправилась, лишилась возможности стать матерью и стояла перед угрозой завершения своей актерской карьеры.
Кадр из фильма «Сукины дети»
Ведь теперь актриса была не похожа на ту стройную девушку, которая снималась в картинах «Мы из джаза» или «Гостья из будущего». Наступил тяжелый период в жизни Елены, когда она стала переоценивать свою жизнь, читала много христианской литературы и в результате пришла к Богу. Поверив в себя, Цыплакова снова вернулась к съемкам в кино, а также ступила на режиссерский путь.
Среди ее наиболее известных работ можно отметить телесериалы «Семейные тайны» и «Кармелита. Цыганская страсть». А картина «Камышовый рай» была удостоена приза за режиссуру на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне.
Личная жизнь
Первым мужем актрисы стал ее коллега Сергей. Они поженились во время гастролей театра в Риге. Прожив вместе меньше года, молодые люди расстались.
После этого актриса встречалась с Виталием Соломиным, ее коллегой по Малому театру, который был старше ее на 17 лет. Актер уверял девушку, что с супругой у него уже нет ничего общего, но потом Цыплакова узнала, что Соломин ожидает рождения второго ребенка в браке. Актриса без промедления прекратила эту связь.
В 1984 году Цыплакова вышла замуж за врача-стоматолога, Сергея Липеца. В тяжелый период болезни он поддерживал свою супругу. Но, прожив вместе 13 лет, они разошлись. Именно после развода Елена Октябревна начала новую жизнь. Она вернулась в кино уже не только актрисой, но и в качестве режиссера.
Елена Цыплакова с супругом Павлом Щербаковым
Однажды Цыплакова спешила на занятия к своим студентам в институт и по пути ее машина испортилась. Она стояла на перекрестке, ожидая помощи. К ней подъехала машина, в которой сидел Павел Щербаков. Он подвез Елену Октябревну на работу, привел ее автомобиль в порядок, а вечером заехал за своей новой знакомой и отвез ее домой.
Так они начали общаться, а в 2005 году поженились. Актрисе было 46 лет, а супруг на 4 года моложе. Щербаков – человек далекий от мира искусства, поэтому чтобы всегда быть вместе, Цыплакова предложила супругу оставить свою работу. Над многими проектами они теперь работают вместе. А спустя три года после заключения брака супруги обвенчались.
После завершения долгих и утомительных съемок «Кармелиты» у Цыплаковой отказали ноги. Она оказалась в инвалидной коляске. Врачи поставили диагноз диабет, выписали первую группу инвалидности, и несколько месяцев Елена Октябревна пролежала в постели, не имея возможности передвигаться. По словам Цыплаковой, все эти месяцы молитв поставили ее на ноги, тем самым поставив врачей в тупик.
С тех пор она продолжила сниматься и снимать.