История создания легендарного вальса из фильма «Мой ласковый и нежный зверь»

Знаменитый фильм Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь» был снят по мотивам повести Антона Чехова «Драма на охоте» и вышел на советские экраны 18 сентября 1978 года. Картина получила отклик в сердцах зрителей не только благодаря чувственной истории, но и благодаря неповторимому вальсу, который написал композитор Евгений Дога.  Еще 40-й президент США Рональд Рейган назвал это произведение «вальсом века». Как же создавалась эта жемчужина классической и киномузыки?

Читать: История создания колыбельной «Спят усталые игрушки»

Эмиль Лотяну и Евгений Дога сотрудничали на протяжении многих лет. Впервые они вместе работали в 1970 году в фильме «Лаутары», рассказывающем о народных музыкантах Молдовы. Далее композитор написал музыку к легендарной картине «Табор уходит в небо». В те годы Лотяну и Дога не имели своих квартир в Москве, поэтому на протяжении многих лет жили в гостинице. Однажды зимой Дога работал над музыкой к очередному фильму, и к нему обратился Лотяну с просьбой написать «какую-то» музыку к сцене свадьбы Оленьки Скворцовой для его будущего фильма.

Эмиль Лотяну и Евгений Дога

«Ну, я думаю: «Какая-то?» Значит что-нибудь возьму из фонотеки. (…) Короче, я пришел к Лотяну и сказал: «Ничего не нашел я. Все на этих дисках дребедень – дребедень я и сам напишу. И забыл. Я сказал, что я напишу вальс, раз придется писать, а не брать из имеющихся. Вальс в России только входил в моду. Он появился в конце 1940-х годов в Европе, но в России всегда позже, потому что идет вся культура против движения солнца и сопротивление большое очень солнечной энергии. (…) Сказал «вальс» и забыл. Особых проблем у меня это не вызывало, потому как я занимался другими картинами», – рассказывал Дога.

И вдруг в начале лета поздно вечером после репетиции с актерами, уставший и весь на взводе Лотяну приходит в номер к композитору и с порога спрашивает: «Вальс где?». Дога сначала удивился, какой вальс? Да еще ему помешали работать! Он начинает наигрывать режиссеру различные мелодии.

«Я играю ему еще какую-то фигню. Он начинает беситься. Дело пахнет очень плохо, ищу спасательный круг. На полу, там, как всегда, у меня очень много всякой бумаги валяется вокруг. Поднимаю я и первую фразу сыграл, он зажегся. Но только первые буквально несколько нот. Не отстал от меня, пока я не сымпровизировал до конца. Естественно, я не помнил, что я там натрынькал. Потом он как долбанул эту дверь, что чуть не вылетела с петель и ушел».

Эмиль Лотяну лишь сказал перед уходом, что на вечер заказан оркестр и студия, а через день под Москвой уже запланирован первый съемочный день.

Дога остался в растерянности. «Смотрю сейчас на партитуру, там очень мало нот. Просто некогда было элементарно писать их, эти ноты. И некогда было раздумывать. И это хорошо, это еще раз подтверждает, что у меня надо вовремя отбирать ноты, потому что я начинаю портить потом то, что я написал. Вот здесь некогда было портить и поэтому то, что приходило в голову, то я и ляпал», – вспоминал композитор.

Читать: Жизнь актрисы Галины Беляевой: зигзаг удачи

Утром он сдал партитуру в переписку, а в семь часов вечером того же дня оркестр уже играл романтический свадебный вальс. После его записи музыканты выразили свое восхищение музыкой, начав хлопать смычками. Дога подумал, что это шутка какая-нибудь. С первых секунд звучания волшебная мелодия захватывает слушателей, кружит и уносит в ритме вальса, не оставляя никого равнодушными.