Реальная история любви, вдохновившая Брэдли Купера на создание «Маэстро»

Музыкальный критик Донал Ханахан назвал композитора и дирижера Леонарда Бернстайна «одним из самых талантливых и успешных музыкантов в американской истории».

Бернстайн, один из самых влиятельных артистов в мире современной музыки, стал героем недавнего биографического фильма сценариста, режиссера и актера Брэдли Купера «Маэстро». Фильм фокусируется на бурных и зачастую душераздирающих отношениях между музыкальным гением (Брэдли Купер) и его женой Фелицией Монтеалегре (Кэри Маллиган).

Бернстайн и Монтеалегре поженились в 1951 году, родили троих детей и оставались в официальном браке до смерти Фелиции в 1978 году, но в дали от общественных глаз это были совсем не обычные отношения. Композитора привлекали мужчины и жена знала об этом. Но несмотря на множество романов Бернстайна на протяжении 26-летнего союза пары, у них была глубокая и, казалось бы, бесконечная любовь друг к другу. История брака Бернстайна и Монтеалегре — это исследование силы эмоциональной связи, которая превосходит физическую и которую невозможно отменить.

О чем «Маэстро»?

В кругах шоу-бизнеса долгое время считалось, что брак Бернстайна и Монтеалегре был лишь ширмой; деловое соглашение, которое скрывало сексуальную ориентацию композитора, чтобы защитить его репутацию и сохранить карьеру в то время, когда даже подозрение в том, что человек может быть геем, могло разрушить его жизнь. «Маэстро» пытается развеять миф о том, что союз Бернстайна и Монтеалегре был браком по расчету.

Читать: Джульетта Мазина и ее Ромео, Федерико Феллини

Пара встретилась на званом обеде в Нью-Йорке в 1947 году, и между ними возникло настоящее взаимное влечение, хотя и скорее интеллектуальное, чем физическое, обусловленное общими интересами и страстями. 28-летний Бернстайн строил карьеру дирижера, а 24-летняя Монтеалегре была пианисткой и актрисой, выступавшей на бродвейской сцене. Пара обручилась всего через несколько месяцев после первой встречи, но уже через год их пути разошлись.

У Монтеалегре были краткие отношения с актером Ричардом Хартом, однако после безвременной смерти Харта в возрасте 35 лет Бернстайн и Монтеалегре снова сошлись вместе и поженились в 1951 году.

Что сблизило Леонарда Бернстайна и Фелицию Монтеалегре?

Монтеалегре знала о проблемах, с которыми она столкнулась как жена человека, движимого почти навязчивой страстью к своей музыке, а также о его неспособности оставаться верным партнером, но она была полна решимости сохранить свой брак. В письме мужу, написанном вскоре после свадьбы, она описала ему свою преданность: «Ты гомосексуалист и никогда не изменишься — ты не допускаешь возможности двойной жизни, но, если твое душевное спокойствие, здоровье и нервная система зависят от определенного сексуального паттерна, что делать?»

Со своей стороны, Бернстайн разделял такую же сильную любовь к Монтеалегре, и, согласно статье в журнале New Yorker, дочь пары Джейми чувствовала, что «он не мог открыто жить как гей, но он также не мог перестать любить свою жену, и он чувствовал себя ужасно виноватым за то, через что заставил Фелицию пройти». Монтеалегре восхищалась и черпала жизнь у человека, поглощенного своей преданностью музыке, а Бернстайн находил в жене чувство стабильности и творческое вдохновение.

Читать: Печальная правда о личной жизни Лиама Нисона

Но, несмотря на неразрывную связь, брак пары шел к неизбежному краху, неспособный выдержать тяжесть неудовлетворенных желаний, секретов, которые невозможно было умолчать, и врожденного разделения, которое невозможно было сузить. Звезда Бернстайна сияла все ярче – он получил премию за фильм «Чудесный город» 1953 года, номинацию на «Оскар» за композицию «На набережной» 1954 года, а также множество премий «Грэмми» и «Эмми». А вместе с его известностью пришло и все более смелое поведение. В то время как Монтеалегре обнаружила, что все больше отходит на второй план, Бернстайн стал более наглым в своих личных делах, не заботясь о том, чтобы скрыть их от жены.

Хотя в начале брака композитор прошел психиатрическое лечение, пытаясь «вылечить» себя от влечения к мужчинам, по мере того как его отношения с Монтеалегре становились все более натянутыми, он, по сути, отказался от любых притворств. Бернстайн поддерживал связи со многими мужчинами, и ходили слухи, что он и его давний друг и музыкальный соратник Дэвид Оппенхайм (в «Маэстро» его играет Мэтт Бомер), который в то время был женат на актрисе Джуди Холлидей, также были связаны друг с другом.

Читать: «Брак по-итальянски»: истинная история, вдохновившая на фильм

В 1971 году Бернштейн познакомился с молодым музыкальным руководителем радио Сан-Франциско по имени Том Котран (Гидеон Глик в «Маэстро»), и именно эти отношения в конечном итоге привели к распаду его брака с Монтеалегре. Бернстайн не желал скрывать свой роман с Котраном, поэтому жена предоставила ему возможность покончить со своим молодым любовником или вообще уехать. Бернстайн оставил жену и уехал в Калифорнию с Котраном.

Молодой человек в некотором смысле пытался заменить Монтеалегре в качестве музы Бернстайна. В 1976 году мюзикл «Пенсильвания-авеню, 1600» провалился, ознаменовав самую низкую точку в звездной карьере Бернстайна, но он оставался с Котраном до 1977 года. Несмотря на свою любовь к нему, композитор продолжал заводить романы с другими мужчинами на протяжении всех их отношений.

Вскоре после разрыва с Котраном Бернстайн узнал, что у Монтеалегре диагностировали рак легких. Их совместные годы, возможно, иногда были полны страданий, но между ними сохранялась сильная любовь и взаимное уважение, и Бернстайн вернулся в Нью-Йорк, чтобы заботиться о своей бывшей жене, пока она не умерла в 1978 году. Судя по всему, Бернстайн был измучен раскаянием и болью после кончины Монтеалегре, ощущая, что его поведение каким-то образом способствовало ее болезни и смерти.

Читать: Одна из девушек Джеймса Бонда была… мужчиной? История любви…

Он потерял настоящую любовь всей своей жизни, женщину, которая приняла своего мужа таким, какой он был, когда она могла легко уйти, и которая осталась преданной мужчине, не способному вернуть ей любовь, которую она дала ему. Бернстайн пытался заглушить свою боль с помощью наркотиков, алкоголя и ряда сексуальных связей, и в конечном итоге умер от сердечной недостаточности в 1990 году в возрасте 72 лет.

Купер в роли Бернстайна произносит поэтическую и пророческую фразу, приписываемую его жене: «Если в тебе не поет лето, то в тебе ничего не поет. А если в тебе ничего не поет, то ты не сможешь создавать музыку». В этом заключена суть связи пары. Бернстайн и Монтеалегре заставляли друг друга петь, и когда один из этих голосов замолчал, лето закончилось, и музыка прекратилась.

Читать: Как муж Тины Тернер продлил ее жизнь?