История создания советского фильма «Гараж»

В конце 1970-х годов каждый гражданин в СССР знал, что лучший квас – тот, что из бочки, лучший иностранный певец – Челентано, Новый год без «Иронии судьбы…» – не Новый год, а главный режиссер в стране – Эльдар Рязанов.

В 1978 году Эльдар Александрович попал на собрание гаражного кооператива. Выйдя оттуда у него была готовая история для нового фильма, который впоследствии стал одним из самых наших любимых.

В конце 1970-х автомобиль для советских людей был роскошью, а не средством передвижения. Во-первых из-за высокой цены, от 5-10 тысяч рублей при средней зарплате в 120 рублей. Но даже если у человека вдруг появились такие деньги, он не мог просто пойти в магазин и купить машину.

Кадр из фильма

Он должен был стать в очередь по месту работы и ждать несколько лет, пока дойдет дело до его фамилии. Действие фильма происходит в то время, когда в стране стали наращивать темпы производства автомобилей и шансы людей на их приобретение стали выше.

И сейчас не верится, что на таком материале можно было снять один из лучших фильмов отечественного кино. По рассказам Рязанова, он уже завершал работу над озвучиванием «Служебного романа» и приехала Алиса Фрейндлих.

А в это время на «Мосфильме» созвали собрание членов пайщиков кооператива. Режиссер попросил актрису поехать домой и подождать его там, а он планировал на 15 минут заглянуть на собрание. Когда Рязанов приехал к ней спустя почти четыре часа, он сказал, что привез новый сценарий.

Эльдар Рязанов  и Эмиль Брагинский

На следующий день Рязанов отправился к своему соавтору Эмилю Брагинскому. Они взяли путевку на 24 дня и за это время написали сценарий к фильму.

Режиссер перенес действие картины в музей, наполненный чучелами животных. «Мы не приукрашивали и не очерняли ничего. Было так, как было. Это была фотографическая карточка нашего тогдашнего общества, думаю, и сегодняшнего тоже», – говорил он. Почти все, что мы видели на экране, происходило на собрании гаражного кооператива «Мосфильма».

В этом фильме произошло уникальное собрание советских кинозвезд. Ведь даже в массовке снимались актеры первой величины. И никто из них не проходил обязательных тогда кинопроб. Светлана Немоляева рассказывала, что уже тогда «небожителю» Эльдару Александровичу разрешали и без обсуждений назначать актеров на роль.

Только один из этой блестящей группы актеров был назначен на роль по стечению обстоятельств – это Валентин Гафт. На его место ждали Александра Ширвиндта, который тогда был занят на репетициях в театре. Ширвиндт был уверен, что режиссер его будет ждать, поскольку они дружили.

Валентин Гафт

А Рязанов вспыхнул: «Где он? Мы не будем его ждать!». И Лия Ахеджакова предложила снимать Гафта, который играл эпизодическую роль в соседнем павильоне. «Нет-нет, это будут разговоры… Он меня заговорит», – ответил Эльдар Александрович. Однако в конечном итоге Ширвиндт так и не появился, и вызвали Валентина Гафта.

Удержать такое количество звезд, и снять картину также за 24 дня было немыслимым, но Рязанову это удалось. Ему пришлось объехать все ведущие театры, чтобы отпросить ведущих актеров от репетиций на месяц, больше времени у него не было.

«15 народных артистов, каждый со своим характером, харизмой. Некоторые очень агрессивные. Это было очень сложно», – рассказывала Ахеджакова.

Леонид Марков

Сам Рязанов стал прототипом героя Павла Смирновского (Леонид Марков), у которого дочь тоже была в этом кооперативе. Он вроде человек интеллигентный и порядочный.

Но у него были связаны руки, «рыльце в пуху», как говорится. Однако режиссер говорил, что сняв этот фильм, он как бы смыл с себя не самое правильное поведение.

Лия Ахеджакова

В фильме, как и в жизни все дружно проголосовали за исключение беззащитных пайщиков. Но один порядочный человек нашелся – героиня Лии Ахеджаковой.

«Эта актриса была абсолютным открытием в этой картине. Потому что она была беззащитная, маленькая. Бациллу совести она несла в себе. Поэтому я считаю, Лия была открытием этой картины», – делился Рязанов.

Когда Андрей Мягков выразил свое нелестное отношение к стихам Рязанова «У природы нет плохой погоды», тот в шутку пригрозил его наказать. В результате роль немого Хвостова досталась именно Мягкову. Но на самом деле, режиссер говорил, что роль немого – это огромное доверие к артисту, поскольку ты лишаешь его основного средства воздействия.

Андрей Мягков

Манерой съемки «Гараж» не был похож ни на один фильм. Он не имеет аналогов даже среди тех картин, которые тоже снимались в одном помещении, например «Двенадцать разгневанных мужчин». Стилистически все было совсем иным. Впервые в истории съемки проводились тремя камерами сразу, и никто из актеров не знал, кто из них и в какой момент окажется в прицеле объектива.

Поэтому они должны были проигрывать каждую секунду. Кроме этого, все сцены в фильме снимались строго в том порядке, который мы видим в фильме. Это тоже было впервые. Съемки проходили без выходных, чтобы не потерять тот нерв заседания и ощущение достоверности происходящего.

«Картина была абсолютно новаторской», – говорил Эльдар Александрович.

Светлана Немоляева

Изначально в сценарии самая сложная сцена помешательства жены Гуськова выглядела иначе. Когда актриса Немоляева перед съемками этого эпизода разговаривала с режиссером, она жаловалась, что не понимает, как ее играть.

И тогда Рязанов переписал эту сцену. Уже в гримерной актрисе принесли новый текст и вдруг она начала плакать. Эльдар Александрович прибежал испуганный: «Что случилось, если тебе не нравится, так скажи. Зачем же плакать?». «Нет-нет», – ответила актриса и ее в тот же момент начали снимать.

Многие зрители, которые помнят времена, когда вышел фильм, удивляются, как он мог вообще появиться в прокате. «Это личный подвиг Эльдара Александровича, что картину не положили на полку», – говорила Ахеджакова.

Финальная сцена в фильме

Рязанов: «Когда мы написали этот сценарий, были уверены, что он не пройдет. Но поскольку мы быстро управились, подумали: «Ну ладно, ну пожертвуем этими 24-я днями работы». Но так случилось, что Ермаш, кино-министр, летел на кинофестиваль и читал сценарий в самолете и очень смеялся, что позволило запустить картину».

Однако кое-какие острые углы режиссеру все же пришлось сгладить. Шесть реплик подправили на переозвучивании.

Судьба многих картин Рязанова была такова. В Москве и Подмосковье они шли в таких кинотеатрах, которые не могли попасться на глаза высшим советским чиновникам. Среди этих фильмов – «О бедном гусаре замолвите слово», «Человек ниоткуда».

С тех пор, с 1979 года фильм показывали огромное количество раз. И он не теряет своей популярности до сих пор.

«Как режиссеру мне лестно, что фильм смотрят до сих пор как современную картину. Но как гражданин я очень сожалею, что фильм не устарел».