Как Александр Адабашьян стал «человеком-оркестром»?

Его называют «человеком-оркестром». Но как он пришел в кино и стал мастером воплотив в себе профессии художника, сценариста, актера, оператора и даже режиссера?

Александр Адабашьян родился 10 августа 1945 года в Москве. Его отец был инженером, а мать преподавала немецкий язык. Александр учился во французской спецшколе, тогда единственной в Москве. Мальчик с удовольствием играл в школьном театре, естественно, на французском языке. Кроме этого, он постоянно участвовал в художественных делах театра.

Однажды одноклассник Александра познакомил его с Никитой Михалковым, соседом по даче. Так они стали общаться. Михалков уже знал, что хочет стать актером, а Адабашьян планировал поступить в Художественно-промышленную академию им. С. Строганова. Таким образом, Никита Сергеевич поступил в Щукинское училище, а Александр Артемович – в запланированный ВУЗ.

Александр Адабашьян и Никита Михалков

На первом же курсе Михалков задумал поставить спектакль и пригласил подключиться к работе увлеченного Адабашьяна. Но вскоре Никиту Сергеевича исключили из училища, и он отправился во ВГИК. Это отложило ненадолго творческое сотрудничество молодых людей.

Когда Александр был уже на четвертом курсе, Михалков взялся за свою курсовую работу – черно-белую картину «Спокойный день в конце войны». Он пригласил Адабашьяна на съемки в качестве художника-декоратора и тот впервые оказался на съемочной площадке. Художником-постановщиком была Ирина Шретер, а Александр был при ней декоратором, попросту исполнителем. «Тогда я сделал для себя вывод, что чему бы то ни было можно научиться, только поработав подмастерьем при хорошем мастере», – говорил Адабашьян. Так зародилась настоящая дружба Александра и Никиты.

Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Когда Михалков только задумал снимать следующий фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» Адабашьян уже работал в проектном институте. Спустя год работа над фильмом закипела, и Александр вновь по приглашению друга оставил свою деятельность в институте и заключил первый договор на киностудии «Мосфильм». К концу съемкам его можно было смело называть художником, актером, сценаристом и помощником оператора. Далее вышел фильм Михалкова «Раба любви», где его друг сыграл роль режиссера немого кино.

Продолжалось интересное и плодотворное сотрудничество двух друзей на протяжении десяти лет, за которые они смогли выпустить семь картин – «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Транссибирский экспресс», «Сибириада», «Пять вечеров» и другие.

Кадры из фильма «Пять вечеров»

Адабашьяна и Михалкова все воспринимали как братьев, потому что они всюду появлялись вместе и также дружно творили. И даже если одного из них приглашали сниматься, то затем подключался и другой.

А дальше их творческие пути разошлись: Никита Михалков уехал в Италию, а Александр Адабашьян отправился во Францию, где снял замечательный фильм «Мадо, до востребования». В 2000 году в России вышла его картина «Азазель», хотя и перекроенная по желанию продюсеров Первого канала.

Это очень разочаровало мастера и с тех пор Александр Артемович отошел от режиссерской работы, но продолжил свою творческую деятельность в других направлениях.