Как Элем Климов стал «крестным отцом» Алексея Кравченко в кино

В 1984 году режиссер Элем Климов приступил к работе своей последней работы – одному из лучших фильмов о войне «Иди и смотри». Он давно вынашивал идею экранизировать произведения белорусского писателя Алеся Адамовича, однако жесткий сценарий о преступлениях нацистских карателей в Белоруссии Госкино принимало тяжело.

Действие фильма разворачивается в 1943 году на территории Белоруссии. В центре сюжета — деревенский подросток Флёра, который становится свидетелем жестокостей нацистской карательной акции. В течение двух дней он буквально превращается из жизнерадостного парня в седого старика.

На пробы фильма 13-летний московский школьник Алеша Кравченко пришел за компанию с другом. После длительных проб он и подумать не мог, что режиссер утвердит именно его на главную роль. А потом начались съемки, которые были похожи на настоящую войну.

«Самые жесткие – это когда по двое суток голодовки. Для меня это было тяжело, меня вся группа поддерживала. Кто-то там пытался пирожок какой-нибудь дать. Все потом поняли, что мне от этого только больнее было. Два дня голодовки – два дня пауза, два дня голодовки – два дня пауза. Я еще при этом бегал. Это заслуга Климова, он научил меня так работать. Он научил меня абсолютно целиком отдавать себя в работе и ни грамму не жалею. Он сам был такой, и я с него брал пример. Я пришел, мне было 13, на картине мне стукнуло 14 и на премьере уже было 15. Но, когда все уставшие, все работают – я не имел право сложить ручки», – вспоминал Кравченко.

По словам актера, режиссер не пускал к нему маму, и они общались через письма. «Мама со мной сидела на этих голодовках, потому что она понимала: «если сын не ест, то и я не буду есть»»,делился Кравченко.

Элем Климов добивался неподдельного страха и ужаса в глазах юного актера, одновременно боясь довести его до нервного срыва. С этой целью на съемочной площадке неизменно присутствовал психолог. «Это могло кончиться очень печально. Психушкой могло кончиться, когда над головой пули настоящие летят», – говорил Элем Климов.

Снимали сцену бомбежки в лесу, и чтобы все казалось реальным, взрывы были по-настоящему очень мощные. Режиссер сказал Алексею, что только после третьего взрыва он мог бежать, а до того стоять на месте и растерянно оглядываться. Но от первого же взрыва парня подкинуло кверху. «И такие камни летели, размером с арбуз!», – говорил Кравченко.

Был в фильме эпизод, который снимали на болоте. «Змеи, черви – вся живность, которая живет на болоте – все это на тебе: в волосах, на лице. А что делал Климов? Они сначала были в непромокаемых костюмах. Он сказал: «Я буду с тобой вместе». Он снимал эту одежду, оставался в своей. В джинсах и куртке кожаной лез ко мне в болото. Для меня… это на всю жизнь я запомнил. Он мне передал все то самое важное, все то самое главное, как до сих пор я отношусь к своей работе, к тому, что я делаю», – с благодарностью вспоминал актер.

Съемки фильма проходили вблизи белорусской деревни Каменки и длились девять месяцев. Пережив тяжелый, но интересный опыт в своей жизни, Кравченко тем не менее не планировал поступать в театральный ВУЗ. Он окончил курсы фрезеровщиков, работал на заводе, после чего три года служил во флоте.

И не известно, как сложилась бы его дальнейшая жизнь, если бы Кравченко случайно не встретил своего «крестного отца» в кино – Элема Климова. По настоянию именитого режиссера Алексей поступил в Театральное училище имени Б. Щукина. А сегодня на его счету более 70 работ в кино и множество театральных ролей.

Читать: Александр Константинов: как реалити-шоу перевернуло его жизнь?