Как работали над фильмом «Водитель для Веры»?

В 2004 году на наши экраны вышла совместная российско-украинская драма Павла Чухрая «Водитель для Веры». Режиссер снял очень драматическую человеческую историю.

События фильма происходят в 1962 году. На даче генерала Серова появляется новый водитель, бывший детдомовец Виктор. Он знакомится с генеральской дочкой Верой, и та влюбляется в него. А что чувствует парень на самом деле, не вполне понятно. Меж тем на генеральской даче течет своя жизнь.

Богдан Ступка

С Богданом Ступкой режиссер давно мечтал поработать, поэтому кто будет играть роль генерала Чухрай заранее знал. А вот найти исполнителей главных ролей Веры и Виктора было совсем непросто. Павел Григорьевич отсмотрел больше сотни актеров. Кастинг проходил в три этапа и все это заняло три месяца.

Читать: «Любить по-русски»: за кадром народного фильма

Тогда еще молодую и малоизвестную актрису Алену Бабенко режиссер видел в телесериале «Подари мне жизнь», где она исполнила свою первую главную роль. Чухрая восхитила возможность актрисы мгновенно входить в образ. К пробам девушка серьезно подготовилась и пришла уже с готовой биографией своей героини. И хромота Веры – тоже придумка Бабенко.

Игорь Петренко и Алена Бабенко

На роль Виктора просматривались серьезные актеры, но в Игоре Петренко режиссер уловил особую мужскую привлекательность, которая была абсолютно необходима для этой роли. Актер был уже знаком зрителям по работе в фильмах «Звезда», «Условный рефлекс», «Кармен», «Лучший город Земли». Но в «Водителе для Веры» он впервые сменил свое амплуа и отошел от образа героя-красавчика. Здесь у него сложный и порой неоднозначный образ.

На роль капитана Савельева был сразу приглашен Андрей Панин. На счет его кандидатуры режиссер определился еще во время написания сценария.

Игорь Петренко и Андрей Панин

Павел Чухрай подходил к съемкам очень тщательно. Каждую сцену снимали скрупулезно, делали множество дублей.  Например, сцену, в которой Вера признается отцу, что беременна, а он бьет ее по лицу, снимали 18 дублей. После окончания съемки Богдан Ступка подошел к Алене Бабенко, игравшей его дочь, и спросил, какое она больше любит – «красненькое или беленькое»? Вскоре он преподнес актрисе бутылку ее любимого вина. Поскольку эту сцену снимали крупным планом, давать пощечины приходилось по-настоящему.

Читать: Как проходила работа над фильмом «Зимняя вишня»?

Самому Богдану Ступке тоже порой приходилось нелегко. Однажды ему привелось десять раз выпить настоящий портвейн перед камерой и после этого еще продолжать работу.

«Я, например, в какие-то моменты учился даже. Брал то хорошее, что есть и у Алены, и у Игоря. Они просто молодцы. Они молодые, очень талантливые и я так думаю, что никогда не поздно учиться», – говорил Ступка.

Также тщательно режиссер выбирал место для съемок. Чтобы подобрать подходящую генеральскую дачу, Чухрай вместе с продюсером Михаилом Зильберманом за два месяца объездили весь Крым, осмотрев все пансионаты и Дома отдыхов. Однажды случайно они наткнулись на бывший дом известной советской балерины Ольги Лепешинской и долгожданный особняк был найден.

Правда, декораторам пришлось немало над ним потрудиться, чтобы добиться исторической достоверности. Лепнину на потолках спрятали, сделали ремонт фасада дома, привели в порядок разбитую дорогу, подъезд к дому засыпали галькой и высадили нужные цветы. Генеральская дача стала важной частью фильма, как и черный ГАЗ-М-12, на котором ездили Вера с Виктором.

Реквизиторы с огромным трудом разыскали три автомобиля для съемок. В самом лучшем состоянии ЗИМ находился в киевской коллекции ретроавтомобилей. Он то в основном и появлялся в кадре. Второй был на запас, если вдруг с первым что-то произойдет. Любопытно, что третий автомобиль приобрели за 600 долларов и отдали на капремонт, поскольку он был в очень плохом состоянии. Как раз этот экземпляр и сбросили в пропасть.

Читать: За кадром фильма «Батальоны просят огня»

К слову, в этой сцене Петренко снимался сам. Потом каскадер Сергей Воробьев похвалил актера за работу, потому что съемка была очень опасной. Он рассказывал, что за кадром машину поддерживали и тем самым страховали актера, но риск все равно оставался и Петренко проявил огромное мужество.

«Я не знаю, мне страшно было сниматься. Я очень боялся, над обрывом там сорок сантиметров, машина на тросах. Старая, там все гнилое – карданный вал, рессора. Ой, я очень переживал. Когда Павел Григорьевич спросил меня: «Дублера или вы хотите?». Я сказал: «Я!». Пять дублей сделали!», – делился потом Ступка.

По словам режиссера, он бережно относится к своим актерам, поэтому не предполагалось их участие в трюках. Была еще одна опасная сцена, когда ЗИМ надо было вывести из пылающего гаража. Здесь уже актеру не позволили самому сниматься. Его заменил именно Сергей Воробьев.

«Они замечательные актеры и я считаю, что то, как сыграл Петренко, то, как сыграл Ступка, Андрей Панин, Алена Бабенко – это счастье, что я такой отрезок жизни прожил и проработал с ними вместе», – сказал Чухрай.

После показа картины на «Кинотавре» в Сочи в 2004 году он стал абсолютным триумфатором кинофестиваля. А затем собрал еще огромное количество профессиональных призов.

Фильм «Водитель для Веры» был выдвинут на премию «Оскар» от Украины, однако был дисквалифицирован, поскольку был снят на русском языке и большая часть съемочной группы представляла Россию.

«Я не сильно переживал. Я был очень рад, что так оценили картину, она вошла в пятерку номинантов на «Оскар», а это большая честь для режиссера. Голландская картина, которая в том году получила приз – фильм «Отец» … Хорошая была картина. Конечно, мне было жаль, что это не мы, но было ощущение, что это нормальная, справедливая ситуация. Все-таки среди этих пяти картин были гораздо хуже, чем моя. Так было не слишком обидно», – поделился своим ощущением режиссер.