В 1984 году недалеко от города Чернигов начались съемки фильма «Батальоны просят огня». Фильм снимался к 40-летию Победы и затронул историю форсирования советскими войсками Днепра.
Владимир Чеботарёв сам участвовал в войне и не был склонен ни в чем уступать. Он хотел, чтобы на экране было все так же, как в жизни. Поэтому актерам приходилось сниматься практически в боевых условиях.
Вадим Андреев, сыгравший рядового Деревянко: «Это сейчас все рисуется компьютером. Один танк снимут, а остальное пририсуют. А тогда же надо было все, что вы видите – колоссальные сражения, взрывы – снимать вживую. Стреляло настоящее оружие, рылись окопы, ходили в настоящие атаки».
В 1957 году писатель-фронтовик Юрий Бондарев выпустил повесть «Батальоны просят огня», которую посвятил событиям, позволившим освободить Киев в ноябре 1943 года. Книга сразу же стала очень популярной и в начале 1980-х годов на «Мосфильме» захотели ее перенести на экран.
Сначала планировали сделать 8-10 серий, а снимать доверили начинающему режиссеру Александру Боголюбову. Он вместе с утвержденным актерским составом отправился в экспедицию, и начались съемки. Боголюбов говорил, что хочет снять картину о войне, но с минутами тишины, с лирическим уклоном.
Но такой настрой режиссера не понравился руководству киностудии и автору произведения. Кроме этого Боголюбову не удавались батальные сцены, и тогда приняли решение срочно заменить режиссера. Однако эта замена повлекла за собой изменения и в актерском составе.
Владимир Чеботарёв решил поменять актеров и заново отснять уже готовый материал. Он потребовал заменить даже исполнителей главных ролей. Изначально капитана Бориса Ермакова должен был играть Юрий Демич, но режиссер был не доволен его физической формой и взял Александра Збруева. А на роль старшего лейтенанта Сергея Кондратьева он утвердил Александра Галибина.
Чеботарёв сразу заявил, что картину надо сократить до 4 серий, и спорить с ним никто не смел. Сам Владимир Александрович прошел всю войну, был ранен, попал в плен, а затем совершил побег. Картина «Батальоны просят огня» стала для него не просто очередным фильмом, а делом всей жизни. Он старался показать мельчайшие подробности в каждом эпизоде, в том числе погодные условия – ливень, холод, грязь – все должно было быть реальным.
Фильм снимали на настоящих военных полигонах в Черниговской области. Территорию приходилось делить с Министерством Обороны. Иногда по требованию военных съемки приостанавливались на 3-4 дня, потом съемочная группа возвращалась и обнаруживала на месте колоссальные воронки после бомбометаний.
Читать: 50 лет фильму «Офицеры»: съемки, полные риска и неожиданностей
Сначала фильм хотели снимать на Днепре, там, где и разворачивались реальные события в 1943 году. Но потом Чеботарёв передумал, потому что там очень твердая земля и если бы она разлеталась от взрывов, актерам было бы очень больно. А песчаная земля под Десной более мягкая и эффектнее разлеталась.
На съемочной площадке работала команда профессиональных пиротехников. Они использовали порох, динамит и настоящие бомбы. Поэтому жизни актеров были в руках этих специалистов. А за достоверностью происходящего перед камерой следили военные консультанты, которые жалели актеров и старались максимально облегчить им жизнь в отличие от режиссера, увлеченного процессом.
У Вадима Андреева не складывались отношения с Владимиром Чеботарёвым. Актер рассказывал:
«Я просто был молодой, самолюбивый и известный артист. И то, что меня он захотел заменить – я это знал. И естественно когда я приехал, знал, что там уже Чеботарёв, который настырно хотел меня заменить. Поэтому у меня к нему отношение заранее было негативное».
По дороге в Чернигов Андреев с коллегами хорошенько выпили, а потом ему сообщили, что нужно ехать мерить костюмы. Пока он туда добрался, еще выпил, а оказалось, что художник по костюмам – жена Чеботарёва. «И вся моя брань в его адрес, естественно дошла до него. С первого дубля мы сцепились с ним и так всю картину», — вспоминал актер.
Уже после окончания съемок на озвучивании Чеботарёв и Андреев помирились, режиссер был очень доволен работой актера и извинился перед ним за то, что хотел его заменить. С того времени они очень хорошо общались. За исключением этого небольшого конфликта, на съемочной площадке царила дружелюбная обстановка.
Режиссер просил актеров научиться конной езде. Александр Збруев обещал брать уроки, а потом подумал, что справится и без специальной подготовки.
Элизбар Караваев, оператор картины:
«Ну конечно, все актеры занятые. Ходить на ипподром некогда, тут театр, кино, халтура. И Збруев не посещал. А во время съемок в сцене, где он сидит на лошади и идет диалог, при первом же шаге животного Саша скатился и приземлился на руку. В результате у него получилась трещина».
Треть картины актер снимался в гипсе, ему удлинили рукава гимнастерки, чтобы прикрыть руку.
А вот Игорь Скляр, наоборот, профессионально смотрелся в седле, поскольку в детстве занимался спортом, а затем служил в кавалерийском полку. Скляром верхом на лошади любовалась вся съемочная группа. Режиссер с удовольствием придумывал все новые эпизоды, чтобы побольше снимать, как актер взбирается на лошадь, потом слезает с нее.
Снять сцену, где старший сержант Жорка на коне влетает в воду, было довольно сложно. Пиротехники забыли предупредить Скляра, что дно реки после взрывов изрыто ямами. В результате актер несется к реке, входит в нее и проваливается вместе с конем под воду. Во второй раз заставить коня входить в реку было невероятно трудной задачей.
Игорь Скляр запомнился своей военной выправкой и смелостью. А Олег Ефремов покорил всех отзывчивостью и душевностью, он был прекрасным рассказчиком. Актер был со всеми в дружеских отношениях, и вся группа восхищалась его талантом, несмотря на то, что у него была маленькая роль. А вот за кадром Ефремов солировал, где актер – там была жизнь.
В мужской компании актеров была единственная хрупкая женщина – актриса Елена Попова. И, несмотря на сложные съемки, она со своей задачей прекрасно справилась.
Фильм был очень тепло принят зрителями. Особенно хорошо о нем отзывались ветераны войны, которые участвовали в 1943 году в тех событиях на Днепре. Они отмечали его реалистичность и честность. Фильм вызвал широкий резонанс и по праву считается одним из лучших о войне. Александр Збруев назвал «Батальоны просят огня» главной картиной в своей карьере.
А Игорь Скляр со слезами на глазах рассказывал, что после выхода фильма он получал много писем от телезрителей, и среди них было одно, в котором пожилая женщина благодарила его за роль и написала, что Жорка для нее – это Коля, ее муж, который не вернулся с войны. «Значит фильм настоящий», — с трудом выговорил актер.