Как создавался шедевр советской мультипликации «Крокодил Гена»

В 1966 году на страницах книги «Крокодил Гена и его друзья» впервые появился один из самых популярных и любимых персонажей нашей культуры – Чебурашка. В предисловии к книге писатель Эдуард Успенский рассказывал, что прототипом этого зверька стала игрушка из его детства. Непонятное существо, похожее одновременно на зайца, медведя и кенгуру, казалось маленькому мальчику бракованным, и он даже его побаивался.

Много лет спустя уже знаменитый автор признался, что эта историю он просто придумал, а настоящим источником вдохновения послужила дочь его друга. Девочка неуклюже шагала по квартире, спотыкаясь и падая, а ее отец смеялся и говорил: «Опять ты чебурахнулась!». Эдуард Успенский, вдохновленный образом неловкой девочки в шубе и забавной фразой ее отца, объединил все это воедино и родился всеми любимый герой. Но первые изображения Чебурашки сильно отличались от того, к чему мы привыкли.

Первые образы Чебурашки

В первоначальном виде, созданном художником Валерием Алфеевским для книги Эдуарда Успенского, Чебурашка был совсем другим: маленький, черный, с короткими ушами и тонкими лапками. «Крокодил Гена и его друзья» с иллюстрациями Алфеевского мгновенно завоевали сердца читателей. Но это был лишь первый шаг на пути к всенародной славе. Впереди Чебурашку ждали встречи с новыми талантливыми художниками.

Второе издание книги стало настоящим сюрпризом для читателей. Вместо пушистого комочка с короткими ушами, на страницах красовался совсем другой Чебурашка. Художник Геннадий Калиновский предложил свою интерпретацию персонажа: зверек, похожий на зайца, с висячими ушами и большими, слегка безумными глазами. «Жутковатый», «непривлекательный», «пугающий» – эти и другие эпитеты звучали в адрес нового Чебурашки.

Успех книги не остался незамеченным. Вскоре на нее обратил внимание знаменитый режиссер-мультипликатор Роман Качанов. Он связался с Успенским и предложил ему поработать над экранизацией истории о Крокодиле Гене и его друге. Вместе они переосмыслили образ Чебурашки. Добавляя свои идеи, они создали нового персонажа – милого длиннохвостого щенка, напоминающего одновременно кролика и хомяка. Именно с таким героем поставили пьесу в ленинградском Театре кукол.

Борис Степанцев, режиссер мультфильма о Карлсоне, стал следующим, кто взялся за историю Гены и Чебурашки. Он решил создать диафильм по мотивам книги Успенского. Для этого Степанцев использовал персонажей, созданных для спектакля. Оживив их с помощью рисованной анимации, он перенес их на экран, где они обрели новую жизнь.

Чебурашка, которого мы любим


И вот за дело взялся Леонид Шварцман, известный художник-постановщик. Качанов и Успенский пригласили его к работе над кукольным мультфильмом, и Шварцман с блеском справился с этой задачей. Внешний вид Крокодила Гены, добродушного и вежливого джентльмена, не вызвал у него никаких затруднений. Образ старухи Шапокляк, названной в честь модной в 19 веке складной шляпы-цилиндра, дался Леониду Шварцману также легко.

Вдохновением для вредной героини послужила не только эта шляпа, но и некоторые черты его тещи. От нее Шапокляк унаследовала седые волосы и аккуратный пучок. В результате получился яркий и запоминающийся персонаж. А вот создание образа Чебурашки стало настоящим вызовом для Леонида Шварцмана. Половину подготовительного периода мультфильма он посвятил именно поиску идеального облика «неизвестного науке зверька».

Читать: Как выбирали актрису для озвучивания Чебурашки?

Вдохновившись описанием из книги, художник сразу же набросал эскиз Чебурашки. Но тут он столкнулся с трудностью: какими же должны быть его уши? Шварцман пробовал разные варианты, советуясь с Качановым. В процессе этих обсуждений уши зверька постепенно увеличивались и смещались набок. Когда образ был окончательно сформирован, художник выполнил цветной эскиз и передал его кукольникам. И вот тогда Чебурашка зажил собственной жизнью.

31 декабря 1969 года ознаменовался знаменательным событием: студия «Союзмультфильм» подарила миру один из своих шедевров – мультфильм «Крокодил Гена». Эта картина сразу же завоевала сердца зрителей и стала настоящей классикой советской анимации. В 1971 году триумфальное шествие героев продолжилось: на экраны вышел мультфильм «Чебурашка», ставший не менее любимым, чем его предшественник. Творческий тандем Леонида Шварцмана и Романа Качанова подарил нам еще один шедевр: в 1974 году свет увидела серия «Шапокляк». А в 1983 году история о приключениях Крокодила Гены и его верного друга Чебурашки получила свое завершение в мультфильме «Чебурашка идет в школу», ставшим последним в этой серии.

Популярность Крокодила Гены и Чебурашки

Образ Чебурашки стал настоящим символом советской кукольной анимации: его памятники можно увидеть во многих городах России, а в Москве даже открыт музей, посвященный этому любимому персонажу. В честь 80-летия «Союзмультфильма» кукла Чебурашки совершила незабываемое путешествие: она побывала на МКС. Но влияние зверька не ограничивается Россией: этот персонаж покорил сердца детей и взрослых во всем мире.

На шведском телевидении даже появилась детская передача, в которой ведущими были Чебурашка и Крокодил Гена. Для нее были закуплены куклы в Советском Союзе. Ушастик стал настоящим другом для детей в Китае, Германии, США, Японии и многих других странах мира. А недавно на российские экраны вышел полнометражный фильм о приключениях героев Эдуарда Успенского, правда, с совершенно новой историей.

Читать: Как создавался мультфильм «Малыш и Карлсон»?