Как возникла идея экранизировать «Тени исчезают в полдень» и почему были недовольны выбором актеров?

Фильм-сага «Тени исчезают в полдень» вышел на советские телеэкраны 14 февраля 1972 года. Он имел неимоверный успех и даже отмечали, что во время показа количество краж по стране резко сокращалось. Люди бежали к экрану телевизоров, чтобы не пропустить очередную серию.

А началось все одной зимой, когда троюродные братья-режиссеры Валерий Усков и Владимир Краснопольский катались на лыжах в Подмосковье. Там они заметили хромающую девушку, которая с трудом тащила за собой лыжи. Они помогли ей добраться до дома, где мать девушки напоила братьев чаем и в благодарность подарила им книгу Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень», вышедшую в 1963 году. На протяжении нескольких дней Краснопольский, а потом и Усков зачитывались романом, после чего единогласно решили его экранизировать.

Петра Вельяминова, исполнителя главной роли Большакова Захара, режиссеры увидели в Свердловском драматическом театре. Актер не имел профессионального образования, а прошлое его было отягощено девятью годами лагерей, куда он попал по политической статье 16-летним пареньком. Как раз там Петр и увлекся актерской игрой. Такую кандидатуру на главную роль руководство «Мосфильма» не могло одобрить. Отойдя от шока, они разрешили начать съемки, только при условии, что, если отснятый материал им не понравится, режиссеры за свой счет переснимут другого актера.

Но, как вы понимаете, первые же кадры убедили руководство в таланте Вельяминова и точном попадании его в образ. После выхода ленты киностудия мешками получала письма, причем не на имя Вельяминова, а председателю колхоза Захару Большакову. Такой была оценка работы актера.

Александра Завьялова была очень востребованной актрисой в 1960-х годах. Но когда у нее начался роман с иностранцем, ее жизнь резко изменилась. КГБ вынудил американца покинуть страну, а актрису причислили к разряду неблагонадежных граждан и практически перестали приглашать на съемки. Но надо же было такому случиться, что именно ее Валерий Усков и Владимир Краснопольский выбрали на роль гордой красавицы Пистимеи.

Читать: Почему Александра Завьялова потеряла роль в фильме «Вий», а потом и карьеру?

«В Завьяловой был дьявол внутри, которого мы потом постарались вытащить», – делился позже Усков. Только вот дьявола, которого режиссеры вытащили, было сложно потом спрятать обратно. «Тени исчезают в полдень» подорвали психическое здоровье актрисы и на двадцать лет выбили ее из профессии. Через три года после премьеры фильма Завьялова попала в лечебницу.

В 1973 году картина «Тени исчезают в полдень» была удостоена Большого приза на кинофестивале телевизионных фильмов в Ташкенте. А в следующем году был она была показана в кинотеатрах.