Что касается блокбастеров, то нет ничего более знакового, чем триллер Стивена Спилберга «Челюсти» 1975 года. Признанный шедевром современного кинематографа, фильм помог положить начало «высококонцептуальному» кино. В главных ролях снимались Рой Шидер, Ричард Дрейфус и Роберт Шоу.
История рассказывает о жителях прибрежного городка Новой Англии на острове Амити, которые пытаются выследить большую белую акулу-людоеда, терроризирующую отдыхающих. Хотя на первый взгляд сюжет кажется не самым захватывающим, «Челюсти» — это мастер-класс по напряжению.
Читать: 10 фильмов, основанных на реальных событиях, о чем вы, может, не знали
Фильм известен тем, как Спилберг сделал акулу-убийцу зловещей, но загадочной угрозой, поскольку местные жители ее не видели, но только пытаются выследить. Пространство и масштаб океана используются для того, чтобы вызвать у зрителей мурашки по коже, поскольку воображение делает всю работу за нас. Это то, чего мы не можем видеть, но заставляет нас ерзать в кресле — простой, но эффективный трюк.
Мы знакомы с акулой из «Челюстей», которая является одним из самых знаковых антагонистов в кино. Но примечательно то, что ее экранное время довольно ограничено. Неудивительно, что, позволив нашему воображению работать, Спилберг взял пример с одного из лучших режиссеров-соотечественников, Альфреда Хичкока.
Поскольку Спилберг использовал во время съемок механическую акулу, съемочная группа столкнулась со многими проблемами, начиная от электропитания и заканчивая недостатками конструкции. На многочисленные модели акул было потрачено много денег, но все они оказались непригодными. Таким образом, из-за многочисленных технических сложностей Спилбергу пришлось вырезать множество кадров, в которых фигурировала акула. «У меня не было другого выбора, кроме как придумать, как рассказать историю без самой акулы», — говорил режиссер.
Читать: Как Стивен Спилберг попал в Голливуд? Не советуем повторять!
Тогда Спилберг обратился за вдохновением к одному из своих героев, Хичкоку. После общения с ним он понял: «На самом деле страшно то, чего мы не видим».
Хотя эта техника уходит своими корнями в более ранние фильмы ужасов, такие как немецкий экспрессионистский фильм «М» 1931 года, именно Хичкок популяризировал ее. Самый известный пример можно увидеть в его фильме «Психо» 1960 года, когда Мэрион Крейн в исполнении Джанет Ли была убита во время принятия душа неизвестным преступником. Анонимность убийцы в этой сцене обострила наше чувство страха и общее ощущение напряжения, создав одну из самых известных сцен в истории кино. Убийца мог появиться откуда угодно, и в последующие годы мы вновь и вновь видели, как применялась эта режиссерская тактика.
К счастью для Спилберга, перед лицом технического кошмара ему удалось переделать фильм и превратить его в нечто поистине экстраординарное. Позже он сказал: «Фильм превратился из японского субботнего фильма ужасов в более хичкоковский триллер: «чем меньше видишь, тем больше получаешь»».
Интересно, по какой траектории развивалась бы карьера Стивена Спилберга, если бы он не прибегнул к такому художественному решению при создании «Челюстей». Может быть сегодня мы бы не говорили о фильме.
Читать: Откуда пришло слово «блокбастер» и самые успешные фильмы в мире