Почти 15 лет назад Мария Шнайдер, исполнившая главную роль Жанны, раскрыла тревожные подробности печально известной сцены изнасилования в драме 1972 года «Последнее танго в Париже», в которой персонаж Марлона Брандо, Пол, использует масло.
Но появившееся в 2013 году видео режиссера Бернардо Бертолуччи, в котором он рассказывает об этой сцене, привлекло внимание средств массовой информации и вызвало возмущение в Голливуде.
Там он описывал, как ему и Брандо пришла в голову идея использовать масло в эпизоде изнасилования:
«В сценарии было сказано, что он должен был ее изнасиловать. А мы с Марлоном завтракали на полу квартиры, где снимались. Там был багет и масло, и мы посмотрели друг на друга и, ничего не сказав, поняли, чего хотим. Но я был в некотором роде ужасен с Марией, потому что не говорил ей, что происходит, потому что я хотел ее реакции как девушки, а не как актрисы. Я думаю, что она ненавидела меня, а также Марлона, и я все еще чувствую себя очень виноватым за это».
До определенного времени подобные замечания не вызывали такого уровня протеста. Шнайдер, которая умерла в 2011 году после продолжительной борьбы с раком, рассказывала Daily Mail в 2007 году, что этой сцены «не было в оригинальном сценарии»; мол, Брандо пришла эта идея в голову, и ей сказали только прямо перед тем, как они должны были снимать эту часть. «Я была так зла», – сказала она.
«Марлон сказал мне: «Мария, не волнуйся, это просто фильм», но во время сцены, хотя то, что он делал, было ненастоящим, я плакала настоящими слезами. Я чувствовала себя униженной, и, честно говоря, немного изнасилованной как Марлоном, так и Бертолуччи. После сцены Марлон не утешал меня и не извинялся. К счастью, был всего один дубль».
Потом она добавила: «Мне следовало позвонить своему агенту или пригласить на съемочную площадку моего адвоката, потому что нельзя заставить кого-то сделать что-то, чего нет в сценарии, но в то время я этого не знала».
Бертолуччи заявил, что это заявление основано на «нелепом недоразумении». Он сказал, что Шнайдер знала о «жестокости» в сценарии и что «единственной новинкой была идея масла».
Актриса добавила: «Вы должны понять, в каком мире находится Бертолуччи. Он был влюблен в Марлона. Роль, которую я играю, написана для мальчика! Вот почему масло, кляп и т.д». При этом актриса сказала, что она дружила с Брандо, и что их общение было лучшей частью создания фильма.
Новое внимание привлекло в социальных сетях возмущение голливудских актеров и режиссеров. «Непростительно. Как режиссер, я едва могу это вообразить. Как женщина, я ужасаюсь, возмущаюсь и злюсь от этого», – написала в Твиттере Ава Дюверней. «Ух ты. Я больше никогда не буду смотреть этот фильм, работы Бертолуччи или Брандо. Это безмерно отвратительно. Я чувствую ярость», – написал Крис Эванс.
СМИ удивлялись, почему слова Бертолуччи практически не вызвали волну протеста в социальных сетях несмотря на то, что были общедоступными в течение многих лет. «Как это возможно, что столь серьезный случай не получил резкого осуждения?», – задавались они вопросом.
В свое время «Последнее танго в Париже» вызывало споры из-за открытого изображения секса и имело рейтинг X в Америке. Но критики и Голливуд в целом хвалили фильм, описывая его как эротическую драму. Брандо и Бертолуччи были номинированы на «Оскар», а Шнайдер была оскорблена.
Брандо также рассказывал, что ему было унизительно сниматься в фильме, хотя и по совершенно другим причинам. В своей автобиографии 1994 года он написал, что было очень холодно во время съемок фронтальной обнаженной сцены, и его «тело полностью сдалось». Ну, вы понимаете, что имеется ввиду.
«Я был унижен, но еще не готов сдаться», – написал он. Через час команда сдалась, и сцену вырезали. Брандо назвал это «одним из самых неприятных событий в моей профессиональной карьере».
Читать: Трагическая история сына Марлона Брандо, Кристиана
А Шнайдер сказала, что она боролась с неожиданной известностью и повышенным общественным интересом к ней после фильма, используя наркотики в качестве побега и пытаясь покончить жизнь самоубийством.