В августе 1975 года на советские экраны вышел фильм «Афоня». Снял трагикомедию ведущий кинорежиссер и сценарист Георгий Данелия.
Сценарий к «Афоне» написал Александр Бородянский. Позже он рассказывал, что тогда он одновременно с учебой на сценарном факультете ВГИКа, работал в качестве маляра. Жил он почти той же жизнью, что и герой сегодняшней истории.
Поэтому, по словам Бородянского, он думал Афоню тоже сделать маляром, но подумал, что профессия сантехника в народе была больше на слуху, ведь сколько существовало про них анекдотов. Таким образом, сценарий писался практически с самого автора, а Афоне от него достались его лучшие черты – доброта, веселый нрав и готовность всегда помочь.
Как рассказывал Данелия, в главной роли он видел исключительно Леонида Куравлева. А теперь невозможно представить другого актера на его месте. Для Куравлева эта роль стала одной из самых ярких в его кинокарьере.
Несмотря на то, что режиссер изначально планировал снимать Куравлева, пробы проходили Николай Караченцов, Владимир Высоцкий, Андрей Мартынов, Владимир Носик, Владимир Меньшов и даже актер из Польши Даниил Ольбрыхский. Почему же Леонид Вячеславович?
Данелия говорил, что в Куравлеве есть какая-то особенность. Потому что его Афоне прощают то, чего никогда бы не простили, например, Афоне Высоцкого. Сильным личностям вроде Владимира многое не прощается. А Георгию Николаевичу хотелось, чтобы зрители в финале картины пожалели Афоню.
И потом Высоцкий выглядел слишком серьезным для сантехника, а режиссеру нужно было больше юмора, Носика же сложно было представить в роли скандалиста или пьяницы.
Когда задумывали снять фильм, остановились на киностудии им. Довженко, а роль Афони пообещали Бориславу Брондукову. Но после того, как сценарий Бородянского о рабочем классе признали лучшим, его передали «Мосфильму». Таким образом, на главную роль в картине утвердили Леонида Куравлева, и он обязался похудеть к началу съемок.
Брондуков сильно расстроился потерей главной роли, но Бородянский убедил Данелия снять его в роли собутыльника Афони Федула, с которой Борислав Брондуков прекрасно справился.
Поскольку его игра очень понравилась режиссеру, роль Федула расширилась на несколько эпизодов. Даже ходила шутка, что Федул затмил самого Афоню. Его фраза «Гони рубль, родственник!» вообще стала визитной карточкой фильма.
Когда снимали сцену в ресторане, произошел курьезный случай: швейцар ни в какую не хотел впускать Брондукова в ресторан. Актер так естественно смотрелся в гриме, что, когда вышел ненадолго покурить, швейцар подумал, что это настоящий пьяница.
На роль медсестры Кати Снегиревой Данелия утвердил Евгению Симонову без всяких проб, только лишь взглянув на нее. Однако уже в начале работы выяснилось, что молодая актриса занята еще в одних съемках, картине «Пропавшая экспедиция».
Режиссер не хотел менять ее, поэтому директор картины Александр Яблочкин практически выкрал актрису с параллельных съемок, оставив записку, что вернет через три дня. Так и получилось. В конечном итоге, все сцены с актрисой снимались чуть ли не круглые сутки, чтобы уложиться в этот срок.
Позже Евгения Симонова делилась, что на Афоню она не обратила бы внимания, а на Куравлева посмотрела бы.
Зрители, наверное, помнят актрису Татьяну Распутину, которая сыграла Людмилу — девушку с большой грудью, с которой Афоня познакомился на танцах. Здесь тоже произошел смешной случай. На самом деле у актрисы была небольшая грудь, а съемочной группе хотелось бы более внушительной.
Ну, оператор Сергей Вронский предложил подложить ей в лиф презервативы, заполненные водой, мол, тогда они будут естественно покачиваться в танце. Однако на первом же дубле, как только актриса подпрыгнула, реквизит лопнул и залил ее водой.
После такой неприятности Татьяне подложили пакеты с манной крупой. В последние годы актриса с супругом жила в Америке, а в 2003 году она скончалась. Ей было 60 лет.
Леночку из 139-й квартиры, в которой Афоня чинил кран и очаровался хозяйкой, сценарист «срисовал» со своей супруги Татьяны. Оказывается, как-то к ним домой зачастил сантехник, который, по мнению Бородянского, был неравнодушен к его жене.
Этот эпизод из жизни вошел в сценарий. На роль Елены Орловой пригласили Нину Маслову. Она тоже была занята в другом фильме, а потом еще уехала на съемки в Германию. Кроме этого ей сценарий «Афони» не нравился и казался скучным. Однако режиссер дождался ее и уговорил сняться.
Георгий Данелия как всегда попал в точку с выбором актерского состава.
Группы «Машина времени» и «Аракс», чьи композиции звучат в «Афоне», впервые заявили о себе именно в этом фильме. Для рок-группы этот фильм стал кинодебютом.
В оригинальном финале фильма Афоня приобретает билет на случайный рейс и лежит на летном поле, ожидая самолета. К нему подходит милиционер и просит показать паспорт, Афоня протягивает его. На фото оказывается молодой парень с беспечной улыбкой, а перед милиционером стоит дядька с потухшими глазами. Это была последняя сцена.
Такой безрадостный финал Данелии не нравился, поэтому он решил его поменять. Режиссер знал, что если Афоня с Катей в конце встретятся, это будет слишком тривиально и нарушит логику картины.
Но в разгар съемок финального эпизода все же решил оставить этот вариант. По словам Георгия Николаевича, ему очень хотелось, чтобы Катя появилась.
В год выхода картины на экраны она стала лидером отечественного кинопроката, многие ходили в кинотеатры по несколько раз, чтобы посмотреть «Афоню».