Легендарные советские операторы: первопроходцы в мире кино

Кинооператор – это художник, чье видение и мастерство оживляют историю на экране. Он не просто фиксирует события, но создает настроение, атмосферу, передает чувства героев и режиссера. Заглавные имена советских кинооператоров, оставивших глубокий след в мировой кинематографии, остаются в истории не только как талантливые мастера своего дела, но и как творческие инноваторы, перевернувшие привычные представления о съемке.

Снимая на пленочные камеры, они вели настоящий бой с техническими ограничениями, выжимая максимум из имеющихся ресурсов. Современные кинооператоры, носящиеся на роликах и прыгающие вместе с актерами, вряд ли осознают, что многие из используемых ими приемов были придуманы задолго до них, и во многом – именно в СССР.

Сергей Урусевский (1908-1974)

Сергей Урусевский стал истинным гением конструкторского мышления, разрабатывая специальные устройства для съемок, чтобы запечатлеть каждый эмоциональный момент в картине «Летят журавли». Так, ставший классическим прием «съемка на круговых рельсах» был придуман для сцены гибели Бориса, которого сыграл Алексей Баталов. А для съемки стремительного пробега героя по винтовой лестнице был установлен столб с операторской люлькой, которую на тросах поднимали синхронно подъему Баталова.

Влияние фильма «Летят журавли» на кинематографистов не угасло до сих пор. Кинокритик Тодд Маккарти после нескольких призов на «Оскаре» 2016 года фильму «Выживший» с Леонардо Ди Каприо в главной роли честно признал: «В этой картине очевидно влияние Калатозова и Урусевского, их фильма «Летят журавли». Оператор «Выжившего» использует схожую технику».

Леонид Калашников (1926-2005)

К тому моменту, как оператор Леонид Калашников заканчивал ВГИК, мир был покорен фильмом «Летят журавли». Но молодой мастер не был склонен к экспериментам, вместо этого он сосредоточился на качестве изображения. В фильме «Станционный смотритель» перед Калашниковым стояла задача создать изысканные кадры, наполненные воздушностью и легкостью.

Обычно для достижения подобного эффекта применяют специальную оптику или дым. Но Леонид Калашников предложил собственное решение, снимая крупные планы персонажей через обычное прозрачное стекло. Таким образом он добился эффекта «акварельной нежности», которым и сейчас отличается фильм «Станционный смотритель».

Герман Лавров (1929-1995)

Герман Лавров (слева) и Михаил Ромм

Оператор Герман Лавров также выбрал нестандартный подход, работая над культовым фильмом «Девять дней одного года». Практически весь фильм был снят с использованием нижнего ракурса, когда камера располагалась на высоте примерно в один метр от земли. Общие планы производили впечатление не менее сильное, заставляя зрителя чувствовать, что человек постоянно теряется на фоне окружающего мира.

Анатолий Петрицкий (1931)

Кинематографист Анатолий Петрицкий впервые предложил идею съемки с роликов, чтобы передать ритм вальса, создавая потрясающие кадры бала в «Войне и мире». Операторская работа Петрицкого в этом фильме – произведение искусства, сравнимое с подвигом.

Из-за низкого качества советской пленки приходилось переснимать сцены по несколько десятков раз. Но и в таких условиях оператор проявлял изобретательность. К примеру, он изобрел канатную дорогу для камеры, с помощью которой снимались все батальные сцены.

Павел Лебешев (1940-2003)

Павел Лебешев и Леонид Филатов

Оператор Павел Лебешев, заслуженно считаемый одним из наиболее необычных мастеров своего искусства, утвердил свою репутацию, сотрудничая с Никитой Михалковым. Его основным приемом стала игра со светом, без использования осветительных приборов. Вместо этого он пускал в ход свечи, фонарики и т.д. Для получения нужного ему результата Лебешев предварительно обрабатывал пленку в лаборатории, делая ее более светочувствительной.

В советское время такие эксперименты были рискованны и могли повлечь за собой серьезные последствия, поскольку они нарушали установленные технологические стандарты. Но Лебешев всегда добивался успеха. Пример тому – сцена ужина при свечах в «Неоконченной пьесе для механического пианино», снятая без использования осветительных приборов.

Хотя кинематограф с тех пор значительно изменился, многие приемы советских операторов не теряют актуальности и сегодня. В век цифровых технологий возможности мастеров значительно расширились. Но, как и прежде, их главная задача – рассказывать истории с помощью света, тени и движения.

Читать: Как оператор Роман Васьянов попал в Голливуд, а потом в режиссуру?