«Одиноким предоставляется общежитие»: как снимали фильм?

В 1983 году на советские экраны вышел фильм «Одиноким предоставляется общежитие», снятый режиссером Самсоном Самсоновым по сценарию Аркадия Инина.

На дворе был 1980 год. Юморист Инин решил высмеять проблему коллективизма и добавил в свою историю профессиональную сваху. В те времена такие помощницы в организации свадеб были в диковинку. Кто бы мог подумать, что обычное объявление в газете станет источником вдохновения для писателя.

Объявление было приблизительно такое: «Одинокая женщина хочет выйти замуж за мужчину до 40 лет». По словам писателя, это была дикость, как это женщина вдруг говорит «я хочу замуж». Он сначала посмеялся над этими объявлениями, но затем Инин отправился в женское общежитие при заводе им. Орджоникидзе.

Там он записывал каждую мелочь – как женщины делят общую кухню, что готовят, о чем разговаривают и по какому поводу скандалят. А там чего только не было, в том числе воровство. Удачной была встреча сценариста с режиссером Самсоновым, про чью любвеобильность ходили целые легенды.

По словам актрисы Елены Драпеко, так любить и снимать женщин, как делал это Самсон Иосифович, не умел никто. В его картинах играли исключительно красивые женщины. В свое время у Самсонова снимались самые привлекательные актрисы того времени – Людмила Целиковская, Светлана Дружинина, Маргарита Володина.

Аркадий Инин: «В чем мы с ним сошлись – он невероятный бабник. Тут мы друг друга отыскали, и он это делал с огромной любовью».

Главную роль свахи Веры Голубевой писатель писал для своей любимой актрисы Натальи Гундаревой, которая являлась его музой. Но режиссер думал по-другому, он хотел снять в этой роли Елену Драпеко. Ей поменяли цвет волос, подобрали одежду, в общем, сделали такую «серенькую мышку».

По словам актрисы, она никак не тянула, ей чего-то не хватало. Однако совсем без роли актриса не осталась, она сыграла легкомысленную блондинку Ниночку. Ее партнером стал тогдашняя звезда советского экрана Фрунзик Мкртчян.

Эту пару – глуповатую блондинку и горячего кавказского мужчину зрители сразу полюбили. Фрунзик обучал Елену армянским фразам, и, обязательно чтобы интонация была армянской. Кстати, известная фраза про омлет родилась прямо на съемочной площадке:

«Утром – яичница, днем – яичница, вечером – яичница, а ночью… омлет». Именно «а ночью… омлет» придумал сам актер. После этого все советские мужчины использовали эту фразу, если их не устраивало, как готовит жена.

На роль холодной Ирины Санько пробовались Марина Голуб и Любовь Полищук, но в итоге утвердили восходящую звезду Елену Майорову. На роль Лизы пробовались Наталья Назарова и Ирина Розанова, но снялась Татьяна Агафонова, которая абсолютно не подходила под написанный типаж. По воспоминаниям актрисы, режиссер ей говорил: «Слушай, ты такая смешная! Даже если молчишь – очень смешная».

Интересно, что фотопроб мужчин-актеров в архивах почти не сохранилось. Ну, во-первых мужских персонажей совсем немного в картине, а потом много сцен цензура просто вырезала, и роли иногда сокращались до одной фразы.

Например, персонаж Владимира Симонова, любящий выпить, сократился до одной знаменитой строчки: «Писатель был, Стендаль, он пил красное по-черному». По сценарию Митька должен был исправиться и в конце фильма сыграть свадьбу. Но цензура не пропустила пьющего персонажа.

Интересно, что Александр Михайлов, сыгравший ранее в таких фильмах, как «Мужики!» и «Любовь и голуби», своей роли коменданта немного стесняется. Именно актер предложил сделать на лице шрам как доказательство суровой морской жизни. На съемочной площадке все были очарованы Александром. Как говорили актрисы, в него невозможно было не влюбиться.

Всем особенно запомнилась работа с Натальей Гундаревой, как она приезжала с параллельных съемок из Ленинграда, опаздывала, но сразу входила в кадр и вот у нее уже текут слезы. В этом фильме Наталья будто сыграла саму себя.

Первый съемочный день картины начался на ткацкой фабрике, а остальные съемки проходили в павильонах киностудии «Мосфильм». А проводы невест в ЗАГС снимали на территории обычной московской школы №35. По воспоминаниям Нины Безыкорновой, завхоза школы, на площадке царила теплая обстановка.

Работники школы могли спокойно общаться с актерами, но больше всех их интересовала Гундарева. «Муж каждый день привозил актрисе хлеб с молоком. Она садилась где-нибудь в сторонке, кушала, а мы (прим. работники школы) садились вокруг нее и слушали интересные истории. Такой я ее запомнила», – рассказывала Безыкорнова.

Съемки проходили летом и до поздней осени, поэтому чтобы на экране воссоздать эти времена года приходилось красить листву на территории школы красной и желтой красками. Но красить приходилось не только листву. В сценах, когда в общежитии празднуют новый год можно увидеть арбуз.

В то время найти его было очень сложно, только по большому блату. С этой практически нерешаемой задачей справился Фрунзик Мкртчян. Он привез арбуз из Армении. Елена Драпеко рассказывала, что арбуз был не полосатым, как представлял режиссер, а просто зеленым. В результате художники его долго разрисовывали, делали полосочки. Потом в кадре его красиво разрезали.

Замечательную музыку к фильму написал известный композитор Евгений Дога.

Через год после выхода фильма Наталья Гундарева была признана лучшей советской актрисой.

Фильму «Одиноким предоставляется общежитие» уже почти 40 лет, а вопросы «как удачно выйти замуж» и «где найти достойного жениха» остаются такими же актуальными и сейчас.