Георгий Данелия и Марина Неелова до работы в «Осеннем марафоне» лично знакомы не были. И когда актриса шла к режиссеру на пробы, он ожидал увидеть «высокую и крупную» девушку, как обычно ее воспринимали по ту сторону экрана, поскольку камера, как правило, все увеличивает. «Потом видят и говорят: «Вы такая маленькая!»», — делилась Неелова.
Встреча никак не могла состояться из-за загруженного графика актрисы и вот однажды она позвонила и сказала, что готова прямо сейчас приехать. Ассистент сообщает Данелии, что Марина пришла. Режиссер встает из-за стола, она вбегает и он говорит потухшим голосом: «Здравствуйте…». «У него на лице прямо ужас написан. Я вижу, как он меня вычеркивает мысленно. Я говорю: «Георгий Николаевич, ну вы же режиссер. Вы должны скрывать уметь ваши чувства, ну нельзя же до такой степени!»», — рассказывала Неелова.
Читать: Почему Георгий Данелия хотел отказаться от съемок фильма «Кин-дза-дза!»?
Данелия ожидал увидеть высокую актрису, и его представления не совпали с реальностью. Но, видимо, Марина «уболтала его» при той первой встрече и в конечном итоге ее утвердили на роль.
У режиссера и актрисы были очень сложные отношения на съемочной площадке. «Я вообще очень дотошная: я все должна знать, каждый миллиметр… потому что, если я не буду знать про нее все, и какие сны ей сняться… ну, мне нужно знать ее абсолютно, досконально», — рассказывала Неелова. И беспрерывно задавала эти вопросы режиссеру. «Как же ты мне надоела!», — говорил Данелия. «Как хорошо с Бубой Кикабидзе! Ему говоришь: «Идешь, повернулся, улыбнулся, отвернулся, пошел дальше». Он не спрашивает: «Зачем повернулся, зачем улыбнулся, зачем пошел дальше?» Он не задает этих идиотских вопросов!», — возмущался режиссер.
Отношения Нееловой с режиссером дошли до такой стадии, что уже сценарист Александр Володин, который постоянно присутствовал на съемках из-за того, что его могли попросить переписать какие-то эпизоды, после очередного дубля подошел к актрисе и сказал: «Мариночка, Георгий Николаевич просил передать вам, чтобы вы на Басилашвили здесь, на Олега, смотрели с большей любовью».
Неелова была потрясена, что указания режиссера ей передает кто-то другой. «Боже мой, а почему ко мне подходите вы, а не Георгий Николаевич?». Володин ответил: «Вы ему только не говорите. Он сказал: «Я больше ее видеть не могу. Она сейчас еще что-нибудь спросит, и я ее убью»». Неелова подумала: «Боже, до чего докатились наши отношения, до каких страстей, что, значит, мы уже через кого-то общаемся».
Выяснение отношений
К тому моменту уже был отснят большой кусок сценария. Но Марина решила поговорить с режиссером. Она пришла к Данелии и сказала, что видимо не подходит ему. «Давайте сделаем так: я как будто заболею, вы как будто не сможете меня ждать для съемок и возьмете какую-то другую актрису», — предложила она. «Тут в нем взыграла грузинская кровь.
Он сказал: «Еще не хватало мне – женщина будет указывать, кого мне снимать, кого мне назначать… Я не собирался, почему? Что за глупости ты говоришь?», — рассказывала Марина Мстиславовна. «Я не понимаю, скажите мне, кто она: коза, птичка, курица, собака, кошка», — вопрошала она. Данелия: «Какую-то чушь говорит. Какая-то собака, какая-то кошка. Причем здесь какая-то коза? Я тебе говорю – все понятно, в сценарии все написано.» Неелова не унималась: «Ну назовите мне ее, и я буду знать, что играть. Вы уже не будете мучаться со мной».
Читать: Портрет актера: какой он, Олег Басилашвили, в жизни?
Уставший режиссер не знал, что ответить: «Ну, не знаю, кто она, кто она?». Оглянулся вокруг и сказал: «Ну, вот!» и протянул девушке маленькую фигурку, которая стояла на полке. «И это непонятно был кто: то ли это какой-то лемур, то ли какой-то медвежонок. У него были огромные круглые глаза и ушки. И куда бы ты ни шел, было впечатление, что он опять на тебя смотрит. Я говорю: «Ну вот и понятно!»», — вспоминала актриса.
Неелова ушла и после этого разговора ее отношения с режиссером как-то наладились. Данелия потом посмотрел отснятый материал и предложил переснять то, что было до того и «не совсем так». «Его, видимо, это убедило и с тех пор у нас была ну нечеловеческая любовь», — заключила Марина Мстиславовна.