Когда в 1997 году на экраны вышел фантастический фильм «Пятый элемент», для зрителей это было чем-то совсем новым. В то время как большинство представлений о Земле в далеком будущем были либо безнадежно мрачными («Бегущий по лезвию»), либо неправдоподобно идиллическими («Звездный путь»), этот фильм представил нам красочный и богато детализированный мир со своей индивидуальностью.
Представляем вам некоторые факты о «Пятом элементе», о которых вы, возможно, не знали.
1. Люк Бессон начал работу над историей подростком
Кинорежиссер Люк Бессон впервые придумал красочный мир будущего «Пятого элемента» в юности и начал работу над сценарием в 1975 году, когда ему было всего 16 лет. Однако только в 1991 году, когда режиссер уже имел имя благодаря успешным фильмам, он начал активно работать над воплощением «Пятого элемента» в реальность.
Бессон был единственным ребенком в семье, а после развода родителей, он назвал себя «единственным плохим сувениром чего-то, что не работает», говоря об отношениях своих родителей. Он в детстве думал, что если исчезнет, то все в жизни его родителей будет идеально. Таким образом, подростком он создал мир, который потом стал местом действия «Пятого Элемента» спустя много лет.
2. Мел Гибсон отказался от роли
Хотя «Пятый элемент» был французским боевиком, Бессон намеревался снимать его на английском языке и знал, что ему нужен настоящий голливудский актер на роль главного героя Корбена Далласа. На роль водителя такси у режиссера в списке желаний был только один актер — Брюс Уиллис. Тем не менее, какое-то время было неясно, будет ли актер очарован или сбит с толку необычным сценарием, и, даже если он ему понравится, Бессон не знал, согласится ли Уиллис сыграть роль за столь низкую оплату.
На этапе подготовки к съемкам, когда Бессон еще не набрался храбрости, чтобы подойти к Уиллису по поводу роли, режиссер все же решил заняться другими центральными персонажами и прослушать некоторых других актеров на случай, если Уиллис в конечном итоге откажется. Другим американским актером, входящим в список Бессона, был Мел Гибсон, звезда боевиков. У Гибсона был идеальный набор качеств, чтобы оживить Корбена Далласа, но он практически сразу отказался. К счастью, Бессон в конечном итоге получил своего фаворита на главную роль.
3. Бессон просмотрел 300 актрис на роль Лилу
Возможно, даже более важным, чем выбор актера на роль Корбена Далласа, был выбор актрисы на роль Лилу, таинственной и обладающей невероятной силой женщины, которая оказалась «пятым элементом». Бессон и компания искали повсюду подходящую актрису. Режиссер рассказывал: «Я встречал много девушек. На кастинг было приглашено 8000 человек, и я встретился с двумя или тремя сотнями».
В конечном итоге Милла Йовович произвела на Бессона наибольшее впечатление. «Пятый элемент» стал первым боевиком для этой актрисы. Бессон: «Милла обладает определенной внешностью, она может быть как из прошлого, так и будущего. Она может быть египтянкой или римлянкой. Она может быть Нефертити, а может быть из космоса. Это было то, что мне нравилось в ней физически».
4. Диву-инопланетянку играла жена Люка Бессона
Несмотря на то, что ее появление в фильме эпизодическое, каждый, кто смотрел «Пятый элемент», помнит Плавалагуну, которая исполняет незабываемое вокальное произведение.
Эту роль взяла на себя Майвенн Ле Беско, которая в то время была замужем за Люком Бессоном. Режиссер начал встречаться с ней, когда ему был 31 год, а ей — 15, и позже он утверждал, что их отношения вдохновили его на фильм «Леон», сюжет которого вращается вокруг отношений между взрослым мужчиной и девушкой-подростком.
Создавая «Пятый элемент», Бессон отдалился от супруги и завязал роман с Йовович, в том же году развелся с Ле Беско и женился на украинке. Отношения Бессона и Йовович тоже не сложились, так как пара развелась через два года.
5. Партию Дивы было невозможно спеть
Голос Дивы озвучивала сопрано Инва Мула, профессиональная оперная певица. Когда композитор фильма Эрик Серра показал ей ноты, Мула была вынуждена сообщить ему, что он написал что-то за пределами возможностей человеческого голоса. Проблема с композицией заключалась в том, что были огромные скачки в высоте нот, но ноты брались очень близко друг к другу, что не позволяло даже самому опытному исполнителю переходить от одной ноты к другой так быстро, как того требовала музыка.
Чтобы обойти это, певица пела не плавно, а исполняла каждую ноту отдельно. Затем ее вокал оцифровывался по одной ноте и добавлялся к музыке. В результате получилась песня, которую не сможет спеть ни один человек.
6. Брюс Уиллис согласился на сокращение зарплаты
К началу 1990-х Люк Бессон уже имел твердое представление о том, как он хотел бы, чтобы фильм выглядел. Как мы уже знаем, он мечтал снять Брюса Уиллиса, который в то время был все еще относительным новичком. К несчастью для Бессона, к тому времени, когда «Пятый элемент» перешел в фазу производства в середине-конце 1990-х, Брюс Уиллис превратился в очень состоятельного человека, что значительно повысило его цену.
Но, к счастью для Бессона, Уиллис просто сказал, что, если ему понравится сценарий, он найдет способ сняться за такую сумму денег, которая удовлетворит как его, так и создателей фильма. В конце концов, Уиллис согласился на небольшую часть своей обычной зарплаты и процент от прибыли.
7. Милла Йовович не могла освоить высокие удары ногами
Лилу — один из самых запоминающихся персонажей фильма. С ее ярко-рыжими волосами, белой «одеждой» из ремешков и необычными манерами она выделяется даже среди других ярких и эксцентричных персонажей фильма.
В течение нескольких месяцев до съемок 19-летняя Йовович проводила восемь часов в день в тренажерном зале, обучаясь приемам карате, чтобы участвовать в сложных боевых сценах, которые требовал от нее сценарий. За это время ее выносливость и знания боевых искусств значительно улучшились. Лишь одна вещь не улучшилась так быстро, и это — ее гибкость.
У Йовович просто не было времени поработать над гибкостью своего тела, и поэтому, даже когда она могла выполнять большинство движений карате, она не могла поднять ноги достаточно высоко. Эта проблема была решена самым старым из возможных способов, с помощью поддельной ноги на палке, которой маневрировали во время определенных кадров, чтобы казалось, что Лилу способна замахнуться ногой над головой.
8. В выдуманном языке Лилу было 400 слов
На протяжении большей части фильма Лилу говорит на «Божественном языке». Большинство слов, которые она произносит, не переводятся, поэтому невозможно точно узнать, что она говорит. Учитывая все это, было бы справедливо предположить, что язык — чистая ерунда, а Милла Йовович просто произносит случайные звуки. Однако, правда намного интереснее.
«Божественная» речь Лилу на самом деле довольно близка к практически сформировавшемуся языку со своими словами, грамматическими правилами и синтаксисом. В целом, язык содержит около 400 слов, и Милла Йовович выучила их все наизусть в рамках своей подготовки к роли.
Актриса была не единственной, кто глубоко погрузился в «Божественный язык». Бессон также выучил его, поскольку он помогал формулировать фразы. К концу работы над фильмом Бессон и Йовович практически свободно говорили на этом языке. Во время подготовки к съемкам они разговаривали на нем, а также писали друг другу письма, используя исключительно его. В результате остальная часть съемочной группы почти никогда не знала, о чем они говорили.
9. Почему герой фильма – таксист?
Бессон включал водителя такси в каждый фильм, который он делал или в каждый рассказ, который писал. Традиции режиссера восходят к тому времени, когда он был подростком, писал рассказы и мечтал пойти в художественную школу, чтобы оттачивать свое ремесло. Бессон, в конце концов, получил возможность учиться, но только из-за того, что его отец пошел работать таксистом и смог профинансировать образование сына, которое в дальнейшем помогло ему стать успешным режиссером, сценаристом и продюсером.
Чтобы отдать дань уважения своему отцу и отблагодарить его за доброту, Бессон обязательно включает персонаж таксиста в каждый из своих проектов, часто делая их сильными, добрыми или героическими. «Пятый элемент» позволил Бессону поднять свою благодарность на новый уровень, поскольку его таксисту позволено стать спасителем будущего Земли.
10. Милле Йовович пришлось носить парик
Рыжий боб Лилу является неотъемлемой частью ее образа. Йовович была взволнована тем, что прическа слишком изменила ее внешний вид, чтобы скрыть тот факт, что она недавно сделала пластику носа. Однако уход, необходимый для поддержания цвета волос, оказался просто катастрофическим.
Для того, чтобы ее волосы имели одинаковую степень яркости во всех сценах, Йовович приходилось добавлять краситель каждые пару недель. Это привело к тому, что ее волосы были сильно повреждены и сломаны, поэтому было решено, что вместо этого ей следует носить парик. Если вы посмотрите фильм внимательно, вы сможете увидеть сцены, где Йовович носит парик.
11. Люк Бессон пожалел, что не начал съемки позже
Несмотря на то, что Бессон требовал, чтобы фильм был снят как можно скорее, он вскоре начал сожалеть о том, что не подождал еще немного. Причина проста: компьютеры. Давая интервью, Бессон сказал: «Я был немного разочарован, потому что я снял фильм прямо перед тем, как появились спецэффекты. Так что, когда я снимал фильм, это был синий экран, точки на стене и целая вечность, чтобы сделать один кадр».
Затем он добавил: «Сейчас, по сути, вы кладете камеру на плечо, затем бежите, а потом добавляете пару динозавров и космических кораблей». Это, безусловно, сделало бы производство фильма намного проще.
12. Реакция критиков
Премьера фильма «Пятый элемент» состоялась 7 мая 1997 года на Каннском кинофестивале, и собравшаяся аудитория, состоящая из профессионалов киноиндустрии и критиков, разделилась во мнении на счет него. Казалось, что это был один из тех фильмов, которые либо любили, либо ненавидели, с очень небольшой золотой серединой между двумя лагерями.
Но в целом положительные отзывы перевешивают отрицательные. Фильм любим публикой, что объясняет, почему он так долго оставался популярным. В настоящее время критики все еще не могут решить, является ли «Пятый элемент» безусловно хорошим фильмом, бесспорно плохим или фильмом со статусом «такой плохой, что хороший». У каждого человека собственное мнение по этому поводу.