«Солярис»: как создавали антураж к фильму?

Научно-фантастическая драма Андрея Тарковского «Солярис» с Донатасом Банионисом и Натальей Бондарчук в главных ролях вышла на экраны в 1972 году. В основу фильма лег одноименный роман Станислава Лема, в котором автор анализировал проблемы человечества через призму контактов с внеземным разумом.

По сюжету земляне заняты изучением космоса и уже много лет их усилия связаны с планетой Солярис, которая покрыта разумным океаном. Когда долгое время с научной орбитальной станции этой планеты не поступает сигналов, туда направляется психолог Крис Кельвин. Он обнаруживает станцию в запустении, а одного из ученых – погибшим. Остальные двое держатся из последних сил. Снаут и Сарториус рассказывают, что океан Соляриса посылает к ним «гостей» – материальное воплощение их самых тревожных и постыдных воспоминаний. Вскоре это же происходит и с Крисом…

Съемки «Соляриса» проходили в нескольких местах: Москве, соседнем Звенигороде, Крыму и в Токио, куда съемочная группа отправилась для того, чтобы запечатлеть многоэтажную скоростную автомагистраль — ведь полвека назад трудно было представить себе более футуристическую картину.

Все космические интерьеры были воплощены в стенах «Мосфильма», а в создании декораций принимал участие Всесоюзный институт легких сплавов. В павильонах были построены стартовая площадка, космическая станция, библиотека. Кроме того, подготовили зеркальную комнату, которая, правда, в картину не вошла.

Читать: Почему Андрей Тарковский решился на съемки фильма «Иваново детство»?

Что касается костюмов героев, то Тарковский с самого начала не хотел использовать настоящие скафандры, а также отказался от каких-либо специально придуманных вариантов. Вместе с художником Нелли Фоминой они решили позаимствовать только некоторые элементы от снаряжения космонавтов.

Вязаная одежда Хари (Наталья Бондарчук) и матери Криса (Ольга Барнет) символизировали домашний уют. По словам актера Николая Гринько, сыгравшего отца Криса, Тарковскому очень не понравился чересчур новый вид его куртки. Он обрезал рукава, бросил ее на пыльный пол, потоптал, прожег где-то сигаретой и лишь после всех манипуляций предложил Гринько в ней сниматься.

Создать сцены невесомости помогли специальные штанги и тросы. На них, кстати, и «взлетала» ракета, макет которой почерпнули на военном полигоне.

Много экспериментов потребовалось для создания Океана. Чтобы получить нужную консистенцию и облик жидкости, проводились химические опыты c красителями, ацетоном, алюминиевыми стружками и даже кислотой. Когда нужная субстанция была найдена, впечатление усилили подсветкой. «Разумный океан» развели в тазу и отдельно сняли его неспешное движение, а позже в дело вступили специалисты по монтажу.

Из оригинального источника Андрей Тарковский позаимствовал только основную сюжетную линию. Надо сказать, что Станислав Лем был недоволен экранизацией, поскольку режиссер сдвинул акцент с чистой науки на чувства людей, и посчитал ее неприемлемой. А в реальности режиссер хотел сделать зрелищный фильм для широкого зрителя. В Советском Союзе фильм не имел большого успеха, часто люди покидали кинотеатры прямо во время сеансов.

А вот на Западе «Солярис» оценили. Фильм стал обладателем Гран-при Каннского кинофестиваля. Кроме того, согласно результатам некоторых опросов эта работа Андрея Тарковского входит в число величайших научно-фантастических фильмов за всю историю мирового кино.

Кстати, в 2002 году Станислав Лем также обвинил режиссера Стивена Содерберга в том, что тот изменил сюжетные акценты в своей новой экранизации «Соляриса».