«Весна»: новшества, которые фильм внес в историю «Мосфильма»

Фильм «Весна» режиссер Григорий Александров собрался снимать еще до войны, а разрешение на съемки он получил 20 июня 1941 года. Спустя два дня, когда фашистская Германия напала на Советский Союз, стало ясно, что работу над картиной нужно отложить.

А в 1946 году сценарий уже был устаревшим. Поскольку Александров и его супруга, звезда советского кино Любовь Орлова, были на особом счету у Иосифа Сталина, киносценарии режиссера утверждались без каких-либо проблем. Но здесь был иной случай и текст приходилось много раз переделывать. Историю обвиняли в аполитичности, в том, что неправильно показывали жизнь советских ученых, боялись за демонстрацию современных разработок и т. д.

По сюжету артистка оперетты Вера Шатрова (Любовь Орлова) впервые снимается в кино. Ей предстоит сыграть роль Ирины Никитиной, крупного ученого, руководителя Института солнца. В силу невероятного внешнего сходства девушки постоянно оказываются в самых невероятных ситуациях, и каждая встречает свою любовь.

Григорий Александров показал в своем фильме шикарную жизнь, в которой женщины носят шикарные наряды и меха. Удивительно, что режиссеру в конечном итоге простили демонстрацию такой роскоши на экране. Смешно, но Ивана Пырьева подвергли жесткой критике за то, что он в своей картине «Кубанские казаки» показал обилие продуктов на прилавке, чего в реальной жизни не было.

Кроме этого, худсовет обвинил Александрова в том, что науки в его научно-фантастической музыкальной картине слишком мало. И хотя в «Весне» снималась Любовь Орлова, которой разрешалось практически все со стороны и народа, и власти, картину ждало непростое будущее.

Чтобы обойти эти обвинения Александров решил схитрить. Он понял, что его могут также упрекнуть в том, что не освещены рабочий класс, крестьяне. Тогда режиссер придумал эмблему «Мосфильма» – «Рабочий и колхозница», с которой потом начинается каждый фильм. «Весна» стала первой советской лентой со знаменитой заставкой.

Александров рассказал, что в «Голливуде» перед началом картины всегда появляется эмблема киностудии, на которой она снималась. Режиссер заявил, что нашей стране стоило бы перенять эту традицию. Тем более, что в то время шли масштабные работы по восстановлению «Мосфильма».

Премьера картины планировалась на начало марта, что было логично с точки зрения ее названия. Но так получилось, что в кинотеатры она попала только 2 июля 1947 года.