Как индийское кино покорило жителей Советского Союза

Начало популярности индийского кино в Советском Союзе часто связывают с проведением первого фестиваля индийского кино в 1954 году в Москве и ряде других советских городов. Известно, что фестиваль стал переломным моментом в культурном обмене между Индией и Советским Союзом.

Среди фильмов, показанных на фестивале, были «Бродяга», «Два бигха земли» и другие. Они были посвящены социальной несправедливости, обнищанию сельских жителей и другим подобным проблемам, символизирующим новую независимую Индию, и резонировали с коммунистической философией, господствовавшей в Советском Союзе.

Кино всегда использовалось как опиум для народа: в СССР – чтобы нейтрализовать ужасы и серость повседневной жизни при Сталине, а в США – чтобы отвлечь от травмы Великой депрессии 1930-х годов.

Кадр из фильма «Бродяга»

Сталин очень любил спагетти-вестерны, и именно в ответ на это был создан «Восток», заменивший «Дикий Запад», со столь же романтическим пейзажем азиатских степей, заменивший «ковбоев и индейцев» азиатскими народами. Этот жанр породил такие культовые фильмы, как «Белое солнце пустыни», фильм, который до сих пор ритуально смотрят российские космонавты перед запуском.

Читать: 10 самых дорогих фильмов, снятых в Болливуде

Однако наибольшее впечатление на советских кинозрителей произвел Болливуд. В период с 1954 по 1991 год в Советский Союз было импортировано более 200 индийских фильмов по сравнению с 41 фильмом, завезенным из США. «Танцор диско» (1982), болливудский фильм об уличном артисте, завоевавшем славу, богатство и любовь благодаря победе на Международном конкурсе танцоров диско, стал самым кассовым фильмом советской эпохи, собрав 60 миллионов рублей в прокате.

Кадр из фильма «Танцор диско»

На втором месте среди самых популярных иностранных фильмов был «Бродяга» (1954) с участием болливудского сердцееда Раджа Капура. Картина об индийских «Ромео и Джульетте» была одним из первых болливудских фильмов, показанных в Советском Союзе. Только на пятое место в списке попали США с вестерном 1961 года «Великолепная семерка».

Конечно, привлекательность болливудского кино для советской публики была очень похожа на американскую. Но, возможно, блеск и гламур Индии поражал даже сильнее, чем фотографии Мэрилин Монро. Красочная роскошь Болливуда поразительна даже сейчас и, конечно же, казалась заманчивой феерией зрителю, живущему в СССР. Ценности индийского общества также довольно хорошо совпадали с советскими. Всегда существовало четкое разделение между добром и злом и пристрастие к нарративам «из грязи в князи».

Разрешение быстрорастущей киноиндустрии Индии показывать свои фильмы в советских кинотеатрах стало хорошим решением для советских властей, стремившихся обеспечить свой народ фильмами, на которые западная культура не оказала столь сильного влияния, по крайней мере, географически. Конечно, это влияние имелось, но поскольку болливудские фильмы производились в дружественной Советскому Союзу стране, киноцензоры были более склонны пропускать такие «западничества».

Кадр из фильма «Зита и Гита»

Присутствие Болливуда в Советском Союзе указывает не только на стремление к бегству от действительности, но и на важную политическую связь между Индией и СССР. Индия стала независимой от Британской империи в 1947 году, и вскоре после этого Советский Союз начал делать дипломатические жесты в отношении этой страны: премьер-министр Индии Джавахарлал Неру приехал в Советский Союз в 1955 году, а позже в том же году Никита Хрущев отправился с ответным визитом в Индию. Эти тесные связи, которые пережили падение Советского Союза, Россия и Индия поддерживают по сей день.

К распаду СССР болливудское кино и его ценности уже начали терять культурную значимость. Некоторые граждане постсоветских государств, возможно, еще помнят популярность Раджа Капура и Наргиз, что-то, что было сравнимо с битломанией, но в настоящее время основной приманкой Болливуда в постсоветском контексте, похоже, является ностальгия.

Читать: Как сложилась жизнь актрисы, сыгравшей «Зиту и Гиту»?

Хотя болливудские фильмы до сих пор время от времени демонстрируются по телевидению и в кинотеатрах, их основная аудитория принадлежит старшему поколению, и в потоке иностранных развлечений, хлынувших в Россию после распада Советского Союза, Болливуд несколько отстал.