За кадром легендарной картины «Карнавальная ночь»

«Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова вышла 29 декабря 1956 года. Это был дебют не только для Эльдара Рязанова, но и Людмилы Гурченко.

Снимать фильм Рязанову предложил тогдашний директор «Мосфильма» Иван Пырьев. И несмотря на то, что Эльдар Александрович категорически не хотел браться за музыкальный фильм, ему пришлось это сделать. Молодой режиссер понимал, что если он откажется от этой работы, то попасть в штат на главную киностудию страны ему не удастся.

Читать: Любимые актеры труппы Эльдара Рязанова

Как только Рязанов принял решение снимать «Карнавальную ночь», он отправился к драматургам Борису Ласкину и Владимиру Полякову, чтобы принять активное участие в написании сценария. И хотя Рязанов был новым человеком в кинематографии, Ласкин и Поляков с уважением отнеслись к его замечаниям и предложениям.

Поиски главной героини были довольно долгими, поэтому подготовка к съемкам шла в авральном режиме. Претенденток на роль Леночки Крыловой было огромное количество. Ее могли сыграть Татьяна Конюхова, Ирина Скобцева, Людмила Касьянова и многие другие.

Когда вроде бы сошлись на кандидатуре Конюховой, выяснилось, что она уже утверждена на роль в картину «Хождение по мукам». Однако актриса вспомнила о студентке ВГИКа Людмиле Гурченко, которая и петь умеет, и танцевать, да еще на аккордеоне играет. Ее-то и порекомендовала ассистенту режиссера Конюхова.

Когда Гурченко пришла на пробы, она не произвела на Рязанова хорошего впечатления, и он решил, что девушка на роль Леночки не подходит. Поэтому в конечном итоге главную героиню доверили сыграть Людмиле Касьяновой, которую режиссер приметил в драмкружке. Однако вскоре стало понятно, что она не справляется с ролью, ей не хватало профессионализма. Стало ясно, что актрису придется менять. Тогда Пырьев посоветовал Рязанову все-таки взять Гурченко, так юную актрису и утвердили.

Роль Серафима Огурцова Эльдар Александрович хотел предложить Петру Константинову, однако на кандидатуре Игоря Ильинского снова настоял Иван Пырьев. Рязанов до последнего надеялся, что актер откажется от роли. Он ведь был кинозвездой, а это в представлении режиссера – хамство, пьянство, неуправляемость и т.д. Молодой Рязанов очень боялся, что не справится с Ильинским. Однако он очень быстро понял, что актер совсем другой человек. И, кстати, благодаря уважительному отношению Игоря Ильинского к Рязанову остальная творческая группа вела себя подобающе. Товарища Огурцова полюбила вся страна.

Новый год был любимым праздником советских людей. Поэтому никаких средств и сил не жалели на создание волшебного настроения на экране. На съемочную площадку «Карнавальной ночи» пригласили лучших художников и костюмеров страны. Отсюда и появились шесть знаменитых роскошных платьев Леночки «от Диора». На экране вдруг возникли свитера с оленями, которых тогда ни у кого не было; а сколько было использовано «шотландки»!

Когда Рязанов предложил поставить на сцене огромный будильник, его с радостью поддержали художники и тут же взялись за работу. Вскоре огромная конструкция появилась на площадке. Ее намеренно сделали ступенчатой, чтобы артисты балета красиво смотрелись в кадре. Все вкладывали себя без остатка, чтобы в Советском Союзе появился музыкальный фильм, не хуже голливудского.

Читать: Легендарные наряды на советском экране

Тексты к песням написал поэт Владимир Лифшиц, именно из-под его пера вышла популярная до сих пор композиция «Пять минут». Стихи на музыку положил композитор Анатолий Лепин. Этот мотив очень был похож на популярную в те времена песню «Домино» из картины «Дело Румянцева». Но «Пять минут» очень полюбилась зрителям и в отличие от «Домино» исполняется по сей день.

Съемки концерта проходили на студии «Мосфильм», что стало настоящим испытанием для актеров. Еда на столах была настоящая, а поскольку сцены снимались довольно долго, она к концу второго дня стала портиться и весь павильон погрузился в неприятные ароматы.

Надо сказать, что несмотря на то, что Иван Пырьев держал съемки фильма под своим личным контролем выход «Карнавальной ночи» оказался под угрозой. Режиссер сильно превысил бюджет, был большой перерасход пленки.

Когда большая часть картины была снята, на киностудии собрался худсовет. Там назвали историю «ужасной и пошлой», да еще и средств столько угрохали и со сроками затянули. Вообщем, разгромили дебютную работу Рязанова. Но выхода уже не было. «Никакой режиссер сейчас не возьмется доснимать картину, поэтому пусть закончит свой «ужас» и забудем о нем», – говорили чиновники. На том и порешили.

После такого провала Пырьев обратился к самому авторитетному тогда режиссеру Михаилу Ромму с просьбой оценить фильм и тот согласился посмотреть материал. Во время сеанса Ромм смеялся до слез, а после встал, поздравил Эльдара Александровича и ушел. С этого момента в процесс съемок больше никто не вмешивался.

«Карнавальная ночь» вышла без всякой правки, из нее ничего не вырезали, что было просто неслыханно в те времена! Пырьев знал, почему настаивал на комедии. Ведь такая сатира на чиновников могла обойти цензуру только в жанре комедии.

Премьера «Карнавальной ночи» с триумфом прошла не только в СССР, но и за рубежом, особенно в ГДР. Зрители с восторгом приняли фильм. Толпы людей шли в кинотеатры, чтобы посмотреть новогоднюю историю. Эльдар Александрович заявил о себе как о талантливом режиссере, а Людмила Гурченко стала олицетворением женственности.

До сих пор дебютный фильм Рязанова перед Новым годом смотрит вся страна!