Любимые актеры труппы Эльдара Рязанова

Удивительно, но Эльдар Рязанов в нарушение всех норм практически никогда не проводил пробы в свои фильмы. В процессе написания сценария он уже понимал какой актер сыграет какую роль.

Вообще если вспомнить все лучшие работы режиссера можно сразу понять, кто они, его актеры. Многие из них кочевали из одного фильма мастера в другой. Про Рязанова говорили, что у него есть своя труппа, которую он снимает. И вот интересно, насколько руководство Госкино и «Мосфильма» доверяли и верили ему, что отсутствие проб их абсолютно не смущало.

Читать: История создания советского фильма «Гараж»

Первый свой самостоятельный художественный фильм «Карнавальную ночь» Рязанов снял в 28 лет. Он не любил жанр комедии, поэтому взялся за картину только под сильным давлением тогдашнего директора киностудии «Мосфильм» Ивана Пырьева. Все остальные режиссеры отказались от комедии, а молодому Рязанову было некуда деваться.

Это оказалась самая сложная работа в карьере режиссера. Его не сильно слушали на площадке, операторы снимали сцены даже в отсутствии Эльдара Александровича. «Я был мягкий, совершенно не волевой, необязательный», – говорил он о себе.

Игорь Ильинский

Однако, когда актеры увидели с каким уважением к режиссеру относился «звезда» своего времени Игорь Ильинский, советовался с ним, их отношение к Рязанову тоже стало меняться. И вот тогда Эльдар Александрович понял, какое это счастье, когда у режиссера и актеров есть взаимопонимание.

После «Карнавальной ночи» многие актеры стремились попасть на съемочную площадку к Рязанову. Но никто не знал, каким образом он подбирает артистов. Главное, чего не прощал режиссер – пьянства, хамства, вмешательства в его работу и недисциплинированности.

Алиса Фрейндлих

Со своими любимыми актерами Рязанов поддерживал связь, часто созванивался, ходил на их спектакли. Алису Фрейндлих он впервые увидел на театральной сцене. Она так поразила режиссера своей игрой, что с того времени он мечтал снять ее в своем фильме. Были попытки с «Гусарской балладой» (не подошла из-за хрупкости), «Зигзаг удачи» (ждала ребенка). И вот когда подошло время «Служебного романа», Эльдар Александрович сообщил актрисе, что на главную роль никого пробовать не будет и может начать съемки без репетиций.

Читать: 5 лучших киноролей актрисы Алисы Фрейндлих

Однако насколько Алиса Бруновна блистала на сцене, на столько же у нее ничего не получалось перед камерами. Режиссеру предлагали сменить актрису, но он попытался понять, что мешает ей играть. В конечном итоге, Рязанов решил снимать фильм в хронологическом порядке, как проходят репетиции спектаклей и к чему привыкла актриса. Кроме этого, он распорядился снимать сразу с нескольких камер, делать полные сцены и практический без дублей. В процессе работы Эльдар Александрович понял, что делает революцию в советском кино. А Фрейндлих он назвал своей музой.

Андрей Мягков

Андрея Мягкова режиссер определил как блестящего комедийного актера и с радостью внес в свой элитный список любимчиков. Мягков не один раз снимался в центральных ролях у Рязанова. Это «Ирония судьбы», «Гараж», «Жестокий романс».

Читать: 7 лучших ролей неповторимого Андрея Мягкова

Светлана Немоляева

После премьеры «Служебного романа» Светлана Немоляева почувствовала всю обрушившуюся на нее славу, когда в очередной раз вышла на сцену в спектакле «Трамвай «Желание»» и зал ее встретил бурными овациями.

Читать: Служебный роман Светланы Немоляевой

«Эльдар Рязанов дал мне такой камертон, правильный настрой… и я всю роль стала так играть», – делилась актриса.

Лия Ахеджакова

А ради этой актрисы режиссер даже внес изменения в сценарий. Ведь там была прописана высокая секретарша с внешностью фотомодели. Ахеджакова стала отдельным украшением этого фильма. Но Рязанов подарил актрисе не только замечательные роли, но и большой круг друзей, который остался с ней на всю жизнь.

Олег Басилашвили

Еще одним любимым актером Рязанова после съемок в фильме «Служебный роман» стал Олег Басилашвили. Они понимали друг друга с полу слова. Поэтому в следующей легендарной картине «Ирония судьбы, или С легким паром!» режиссер пригласил его на роль Ипполита. Однако в это время скончался отец актера и тот отказался от съемок. Эльдар Александрович все понял и дал слово снять Басилашвили в другой своей картине.

Уже «свою» актрису Светлану Немоляеву режиссер пробовал на роль Нади невероятные восемь раз! Он очень хотел, чтобы она сыграла эту роль, но, к сожалению, не получилось.

Читать: Портрет актера: какой он, Олег Басилашвили в жизни?

Только начиная работать над фильмом «О бедном гусаре замолвите слово», Рязанов знал, что будет снимать Олега Валериановича. С этим фильмом у него было много проблем, начиная с утверждения сценария, костюмов, крохотный бюджет и разрешение на съемки. Работу над картиной даже несколько раз собирались закрывать. А тут еще у Басилашвили случилась тяжелейшая простуда, давшая серьезные осложнения, и актер три недели оставался в больнице. Неимоверных сил и терпения понадобилось съемочной группе, чтобы завершить работу над фильмом в срок.

Участие в картинах Рязанова приносило актерам мгновенную славу. Олег Валерианович ведь уже двадцать лет, как снимался в кино, а настоящая слава пришла к нему только после сотрудничества с Эльдаром Александровичем.

Валентина Талызина

Это касалось также актеров эпизодических ролей. Валентина Талызина, например, снялась в шести картинах Рязанова и ее называли «королевой эпизодов». Впервые у этого режиссера она снялась в фильме «Зигзаг удачи» после того, как Алиса Фрейндлих отказалась от роли председателя месткома Алевтины Васильевны по уважительной причине. Эта работа принесла Талызиной настоящую удачу, и режиссеры начали наперебой приглашать ее в свои картины. Однако лишь на эпизодические роли.

Читать: «Гусарская баллада»: история создания фильма

Когда пришло время сниматься в фильме «О бедном гусаре замолвите слово», актриса рассчитывала на большую роль, судя по сценарию. Однако после монтажа остались всего несколько минут ее работы.  Валентина Илларионовна была очень обижена на Рязанова и даже какое-то время не разговаривала с ним. Режиссер очень переживал из-за испорченных отношений с актрисой и первым сделал шаг в сторону их примирения. На самом деле Эльдар Александрович очень ценил и любил Талызину. Однако, снявшись в более 80 картинах, актриса так и не сыграла ни одной главной роли!

Людмила Гурченко

Следующей работой Рязанова стал «Вокзал для двоих». Этот фильм не стал исключением из его правил, режиссер заранее знал кто сыграет основные роли. И если с Олегом Басилашвили проблем не было, то Людмиле Гурченко он звонить не решался, боялся получить отказ. Однако ей позвонили помощники режиссера и актриса сразу согласилась. После первой совместной работы Рязанова и Гурченко, «Карнавальной ночи», прошло много лет.

Актриса пробовалась на некоторые роли у режиссера, но он ее не брал. Так у нее закралась обида, к тому же Людмила Марковна хоть и немало снималась, но звездных ролей у нее не было. А у Рязанова был успех за успехом, и все актеры в его фильмах прославлялись на весь Союз. Она ждала, что он, наконец, вспомнит о ней и это произошло в 1974 году, когда шла работа на «Иронией судьбы».

«Они с Мироновым шикарно сыграли на пробах, но я искал другую интонацию, а они не почувствовали. Это была бы совершенно другая картина», – рассказывал режиссер.

Но это все не имело никакого значения, когда Рязанов без проб утвердил Гурченко на роль официантки Веры Николаевны. Актриса полностью отдавалась работе и выполняла все задачи режиссера, как в далекие 1950-е годы. После «Вокзала для двоих» Эльдар Александрович и Людмила Марковна очень сдружились. Рязанов часто устраивал концерты со своими любимыми актерами, и она в них обязательно участвовала.

«Мои верные друзья-товарищи, как мне кажется не подвели, а сработали на отлично. Я не хвалю свои картины, я хвалю своих соавторов, потому что они все замечательные. Это счастье, что мне так в жизни повезло, что я нашел таких людей», – делился Эльдар Рязанов.

А еще в середине 1990-х годов режиссер выпустил мемуары «Неподведенные итоги», где он каждому актеру своего театра посвятил отдельную главу.

Читать: Три любимые женщины в жизни Эльдара Рязанова