Что стоит за созданием «Моей прекрасной леди»?

На протяжении десятилетий «Пигмалион» Джорджа Бернарда Шоу казался пьесой, которую невозможно превратить в мюзикл. В 1956 году на Бродвее все же поставили полноценный мюзикл «Моя прекрасная леди». Основанный на пьесе Шоу, он поразил как критиков, так и публику.

А несколько лет спустя был снят фильм с Одри Хепберн в главной роли, отмеченный множественными наградами. Эта экранизация рекламировалась как самый ожидаемый фильм со времен «Унесенных ветром». Вот несколько фактов о голливудской классике:

1. История

Пигмалион был скульптором в древнегреческой мифологии, который изваял идеальную женщину и влюбился в свое создание. Персонаж впоследствии был увековечен римским поэтом Овидием в книге пьес «Метаморфозы». Точно так же главный герой в «Пигмалионе» Бернарда Шоу – профессор фонетики Генри Хиггинс – пытается «слепить» девушку из низшего сословия в красиво говорящую англичанку.

2. Почему писатель не разрешал ставить мюзикл?

Бернард Шоу

В 1908 году композитор Оскар Штраус поразил публику опереттой «Шоколадный солдат» по пьесе Бернарда Шоу «Оружие и человек». Но успех этой адаптации в конечном итоге сделал несчастным автора. После показа оперетты немногие театры хотели ставить «Оружие и человека», и кошелек Шоу оскудевал.

Читать: Особенности картины «Шербурские зонтики»

В течение жизни писателя несколько продюсеров и режиссеров говорили ему, что из «Пигмалиона» может получиться потрясающий мюзикл, но на этот раз он не позволил никому адаптировать пьесу. Шоу сказал австро-венгерскому композитору Францу Легару: «Об оперетте «Пигмалион» не может быть и речи… Пигмалион – мой самый стабильный источник дохода: он спас меня от разорения во время войны и до сих пор приносит немалую копейку каждую неделю». Будучи ранее обожженным, Шоу поклялся, что никогда не «допустит, чтобы мюзикл вытеснил пьесу».

3. Никто не брался за проект

Когда Бернард Шоу умер в 1950 году, права на «Пигмалион» стали принадлежать продюсеру Габриэлю Паскалю. В течение следующих нескольких лет он обращался к писателям, могут ли они разработать музыкальную адаптацию. Большинство из них не продвинулись далеко и отказывались от этого проекта.

Тогда в 1952 году Паскаль обратился к либреттисту Алану Джею Лернеру и композитору Фредерику Лоу. Оба согласились поработать, но всего через полгода они тоже сдались. Однако после того, как в 1954 году Паскаль скончался Лернер и Лоу вернулись к «Пигмалиону». Решив, что проект стоит еще одной попытки, они кропотливо начали писать то, что стало «Моей прекрасной леди».

4. Речитатив вместо пения

Когда Рекс Харрисон получил роль Генри Хиггинса, это произошло точно не из-за его вокальных данных. Опытный актер сообщил Лернеру и Лоу, что никогда раньше не пел на сцене. К счастью, песни Хиггинса не были слишком требовательными к вокалу, и на протяжении большей части шоу Харрисон просто говорил под музыку. В экранизации пьесы запутанность речитативных вставок привела к тому, что Харрисон спел песни вживую на съемочной площадке – аномалия для того времени.

5. Страх Эндрюс перед ролью

Когда Джули Эндрюс, которой тогда было всего 19 лет, должна была сыграть на сцене Элизу Дулиттл, молодая актриса испугалась этой роли. Чтобы помочь своей звезде найти опору, режиссер отменил уик-энд с репетициями в полном составе актеров и пошагово помогал девушке. «В течение этих двух дней мы прорабатывали каждую сцену – все, от появления Элизы до ее превращения в женщину в конце пьесы», – вспоминала актриса. Вся эта тяжелая работа действительно окупилась: после возобновления обычных репетиций практически все заметили появление уверенности у Эндрюс.

6. Поиск названия для мюзикла

Сначала мюзикл назвали «Лиза», который потом превратился в «Леди Лизу». Однако Харрисону, сыгравшему Генри Хиггинса, не понравились оба названия, потому что он чувствовал, что они преуменьшали значимость его персонажа. Затем был предложен ряд альтернатив и наконец, Лоу и Лернер взяли слова «моя прекрасная леди» из детского стишка London Bridge is Falling Down. Это название удовлетворило Харрисона, а остальное уже история.

7. Где мой пингвин?

Преданный поклонник Бернарда Шоу, Харрисон хотел, чтобы «Моя прекрасная леди» максимально походила на исходный материал. На репетициях он обычно приносил с собой копию сценария «Пигмалиона» в издании Penguin. Всякий раз, когда фраза из диалога «Моей Прекрасной Леди» казалась Харрисону неправильной, он поднимал глаза и кричал: «Где мой Пингвин (Penguin)?».

Однажды Лернер решил немного повеселиться. «Я пошел к таксидермисту и купил чучело пингвина. В следующий раз, когда Харрисон крикнул: «Где мой пингвин?», чучело птички выкатили на сцену… и все взорвались от смеха», – рассказывал Лернер. Судя по всему, Харрисон отнесся к этому с юмором. После инцидента он перестал просить свой сценарий и держал чучело животного в своей гримерке в качестве талисмана.

8. Премьера спектакля

Перед тем, как выйти на Бродвее, премьера «Моей прекрасная леди» состоялась в Нью-Хейвене 4 февраля 1956 года. Рекс Харрисон чуть не сорвал спектакль. Ранее в тот же день состоялась репетиция с оркестром, в самую последнюю минуту, о которой Харрисон раньше не слышал. Как только музыканты начали играть, сразу же всплыли сомнения актера в себе по поводу своего голоса. «Я не смогу спеть сегодня вечером, и на самом деле я, возможно, никогда не смогу», – сказал он режиссеру.

Тот решил отказаться от выступления. Но у матери-природы были другие планы: сильная метель не позволила известить об отмене шоу. Не подозревая о хаосе, творящемся за кулисами, многие покупатели билетов пришли рано. Со скоплением толпы и угрозой судебного разбирательства в театре режиссер Харт перезвонил актерам. К тому времени многие уже разошлись. Как вспоминал помощник режиссера, курьеров разослали «по ресторанам, спортивным залам и даже объявили в кинотеатре во время сеанса, что актеры «Моей прекрасной леди» должны явиться в театр». После того, как всех разыскали, занавес наконец поднялся. Каждый номер был встречен бурными аплодисментами.

9. Подбор актеров для экранизации

В 1962 году президент Warner Bros. Studios Джек Л. Уорнер заплатил рекордные 5,5 млн. долларов за права на экранизацию фильма «Моя прекрасная леди». Сначала Уорнер подумал, что Рекс Харрисон, которому уже исполнилось 56 лет, выглядел слишком старым, чтобы быть любовным увлечением 19-летней героини Элизы Дулиттл.

Читать: 10 лучших фильмов Одри Хепберн по мнению критиков

Но все же поразмыслив, он попросил актера вновь сыграть свою роль уже в экранизации. Джули Эндрюс, его партнерша в театре, напротив, не получила такого приглашения. Продюсер Джек Уорнер предпочел ей более известную Одри Хепберн.

10. Одри Хепберн не смогла исполнить песни

А голосовые связки Хепберн вызвали некоторое беспокойство. Получив роль Элизы, она начала неустанно работать над своими песнями с преподавателем по вокалу. И все же режиссер Джордж Кьюкор решил, что Хепберн придется дублировать. В конце концов, почти все песни Элизы в «Моей прекрасной леди» исполнила Марни Никсон.

11. Замена и «Оскар»

Между тем, замена на Хепберн была, пожалуй, лучшим, что могло случиться с Джули Эндрюс: это позволило ей сыграть главную роль в фильме «Мэри Поппинс». На «Золотом глобусе» 1965 года Эндрюс была номинирована на премию за роль Мэри Поппинс, а Хепберн – за роль Элизы.

Джули Эндрюс в фильме «Мэри Поппинс»

Эндрюс победила, и после получения награды она завершила свою речь словами: «Наконец, я благодарю человека, который снял замечательный фильм и который сделал все это возможным, – мистера Джека Уорнера (продюсер, который предпочел ей Хепберн». К его чести, он смеялся вместе со всеми. Эндрюс также получила «Оскар» за роль в «Мэри Поппинс».

12. Восемь наград

Киноверсия «Моя прекрасная леди», выпущенная на Рождество 1964 года, получила восемь «Оскаров», в том числе за «Лучший фильм», «Лучшую мужскую роль» и за «Лучшую режиссуру». Для сравнения: оригинальная бродвейская постановка мюзикла принесла шесть наград «Тони», одну из которых получил Харрисон также за «Лучшую мужскую роль».