Как создавался фильм-сказка «Морозко»?

Фильм-сказка «Морозко» вышел на советские экраны 24 марта 1965 года. Снял эту историю признанный мастер-сказочник, режиссер Александр Роу. Литературную основу к фильму создали знатоки русского фольклора Николай Эрдман и Михаил Вольпин. Они объединили две самостоятельные истории: «Морозко» и сказку об «Иване с медвежьей головой».

Сюжет киносказки вращается вокруг доброй девушки Настеньки, которую злая мачеха заставляла постоянно работать, не давая ей продыху. Как-то раз она отправила свою падчерицу замерзать в зимний лес. Там же жил Иванушка. Он полюбил очаровательную девушку, но за свое хвастовство лесным колдуном был превращен в медведя. Настеньке и Ивану пришлось пройти через множество испытаний, чтобы, наконец, обрести свое счастье. А кто же им помог в этом? Конечно, дедушка Морозко!

На роль Морозко режиссер сразу же утвердил своего любимого актера Александра Хвылю, который затем стал Главным Дедом Морозом в стране. Роль Бабы-Яги, естественно, досталась Георгию Милляру, для которого это был уже восьмой образ злой старухи на экране. Но каждый раз замечательный актер придумывал новые интересные краски для своей Бабы-Яги.

Читать: Главный Дед Мороз в СССР и Кремлевские Елки

Кстати, эта роль была самой сложной, поскольку именно этот персонаж выполняет основные трюки в сказке. Георгий Милляр много часов проводил в кресле гримера, на 30-градусном морозе бегал в тонких лохмотьях, а однажды его лицо сильно обожгли перекисью водорода. Но в самых сложных эпизодах актера заменял каскадер, которому пришлось даже летать в ступе.

Кроме злой старухи актер исполнил роль дьяка в шайке разбойников, а также озвучил петушка, которого в начале сказки Настенька просит не кукарекать, пока она не довяжет чулок.

Читать: Георгий Милляр: «сказочная» жизнь актера

На роль Ивана быстро утвердили Эдуарда Изотова, а вот Настеньку выбирали среди сотни претенденток. Юную девушку искали по всем театральным заведениям. Однажды Александр Роу посетил спектакль на льду ленинградского хореографического училища. Наталья Седых танцевала «Умирающего лебедя». Девочка с большими светлыми глазами сразу покорила режиссера, и он пригласил ее на пробы. Под конец проб основными кандидатками на роль были Наталья Седых и Надежда Румянцева, которая к тому времени была уже известной актрисой.

Большинство членов художественного совета были за опытную Румянцеву, но режиссер сделал свой выбор в пользу 15-летней Седых, которая занималась фигурным катанием и балетом. В хореографическом училище совсем не обрадовались тому, что их ученица пропустит занятия, да еще уедет на несколько месяцев. Только личное вмешательство педагога девушки помогло ей попасть на съемочную площадку.

Читать: Судьба мужчин-актеров, сыгравших в советских киносказках

В крепкий мороз ей приходилось бродить по лесу в тонком сарафане, часто проваливаясь по пояс в сугробы. Кроме того, она прыгала в пруд с пиявками, спасая Марфушенку, каталась на самоходных санках. А еще Наталье смазывали ресницы клеем ПВА, чтобы создать эффект мороза.

После окончания съемок девушка призналась, что Эдуард Изотов стал ее первой любовью, с ним и случился у нее первый поцелуй. А вот 28-летний актер смотрел на юную девушку только как на партнершу-подростка, поскольку был женат и имел детей.

 На роль Марфушенки сначала рассматривали Тамару Носову. Но однажды ассистент режиссера в театральном училище имени М. Щепкина заметила Инну Чурикову и предложила режиссеру присмотреться к ней. На пробах обеим девушкам предложили ломать орехи зубами. Чурикова так хотела сниматься, что не жалела зубов. Видимо, это в ней и привлекло Александра Роу. Увидев себя в гриме, молодая актриса испугалась, что теперь все будут думать, что она страшная.

Зимние сцены снимали под Мурманском. Как вспоминала Чурикова, когда она сидела под елкой в ожидании Деда Мороза, то по-настоящему замерзла, потому что оператор очень долго устанавливал свет. Мало того, в корзине вообще не оказалось яблок, вместо них положили… лук. Так молодой актрисе пришлось со смаком лопать лук, делая вид что откусывает сочное яблоко.

Если вы помните в фильме пес Настеньки Тяпа вытягивает Ивана из ямы. Так вот это была собачка Дружок, которая до того снялась в картине «Сказка о потерянном времени». Всех животных, которых мы видим на экране, съемочная группа привезла с собой.  С медведицей и медвежатами, кошками, собаками и птицами работали дрессировщики. Медвежата по-настоящему собирали грибы, правда бутафорские. Для русской тройки специально с Калининского ипподрома доставили прекрасных лошадей.

Для Бабы-Яги в лесу соорудили деревяную избушку, которую приводили в движение с помощью специальных рычагов. А вот вторую, танцующую, сделали из поролона. Из него же сделали и трухлявых пней, напавших на Иванушку. Статисты в этих костюмах весили довольно много и Эдуарду Изотову пришлось приложить немало усилий, что выбросить их из избушки на курьих ножках.

Летние эпизоды снимали под Звенигородом, в деревне Гигирево, где также проходили съемки сказок «Варвара-краса, длинная коса» и «Финист — Ясный Сокол». И вот именно там отснятый материал фильма «Морозко» хранился в подвале двухэтажного кирпичного дома, в котором жила съемочная группа. Пленки, собранные по пакетам, хранились в коробках. Однажды в начале весны, когда работа над фильмом была почти завершена, трубу прорвало и подвал затопило водой.

Единственным человеком, кто в это время находился в доме, был Георгий Милляр. Хозяйка разбудила актера и тот в одних трусах бросился в подвал. Вода доходила ему до пояса, а на дворе стояли сильные морозы. Несмотря на это Милляр босиком по снегу вынес все коробки с пленками и тем самым спас фильм от уничтожения.

Читать: Надежда Кошеверова: блестящий режиссер-сказочник

Для режиссера Александра Роу это был тринадцатый фильм, и он стал самой популярной его работой. «Морозко» был дублирован на несколько языков и по сей день остается одной из главных новогодних лент в нашей стране. Любопытно, Стивен Спилберг считал, что «Морозко» повлиял на создание многих шедевров Голливуда, как и другие работы Роу. Фильм был удостоен главного приза на Международном кинофестивале в Венеции в программе детских и юношеских фильмов. Кроме того, он был отмечен наградой Award of Excellence за «лучший киносценарий для семейного просмотра» от Консультативного совета по кинематографии США.