В советский период вся мультипликация делилась на три категории – «для взрослых», «для всех» и «для самых маленьких». С последними, как правило, проблем не бывало, а вот с первыми – еще как!
Мультфильмы для взрослых в программах передач были помечены отдельно. Они выходили исключительно в позднее время, хотя никаких «18+» в них не было. В основном это была сатира в различных сюжетах. Первые мультфильмы для взрослых появились в 1920-х годах. Они были идеологическими и затрагивали тему НЭПа. В следующем десятилетии снимали истории про нелегкую жизнь темнокожих в США, а в военные годы – антифашистские сюжеты.
Однако расцвет мультфильмов для взрослых пришелся на 1960-е годы. В этот период один за другим выходили работы режиссера, художника и сценариста Федора Хитрука. Из его творений для взрослых — это «История одного преступления», «Человек в рамке», «Отелло-67» и другие. Но наиболее популярным стал «Фильм, фильм, фильм» – пародия на себя, коллег и советских чиновников. Творческая интеллигенция очень любила этот мультфильм, поскольку все персонажи были абсолютно узнаваемыми.
В 1978 году вышел «Ограбление по…». Автор Михаил Липскеров работал над сценарием несколько лет. «На целый ряд сценариев, которые я приносил мне говорили: «Миша, это не пойдет, ты сам понимаешь»», – рассказывал Липскеров. В конечном итоге после того, как сценарист объяснил, что это пародия на стереотипы западных кинодетективов, он получил «зеленый свет».
Мультфильм снимал режиссер-мультипликатор Ефим Гамбург, который к тому времени уже выпустил «Шпионские страсти» для взрослых и имел представление о том, как работать в этом жанре.
«Ограбление по…» состоит из четырех новелл, каждая из которых иллюстрирует ограбление банка с «характерными особенностями», присущими США, Франции, Италии и СССР. Ефим Абрамович решил сделать персонажей узнаваемыми. Например, это Марлон Брандо, Софи Лорен, Жан Габен, Луи де Фюнес. А в советском эпизоде – Савелий Крамаров, Михаил Жаров и Станислав Чекан.
Худсовет без восторга, но все-таки принял мультфильм, однако «Ограбление по-советски» приказали убрать. Причем не просто вырезать, а уничтожить. Ходили слухи, что этот эпизод подвергли цензуре из-за отъезда Савелия Крамарова в США. Но актер эмигрировал в 1981 году, тогда как мультфильм вышел на экраны в 1978 году. «В советское время мафии не было… Но у Ефима была копия и у меня… Хотя пленка была никакая», – говорил Липскеров.
И спустя несколько лет, в перестроечный период Гамбург нашел специалиста из Сирии, который по кадру помог восстановить «Ограбление по-советски».
С мультфильмами из категории «для всех» все тоже было не так просто. Ведь до конца понять смысл диалогов из «Винни-Пуха» или «38 попугаев» можно только будучи взрослым. Все эти персонажи ярко иллюстрируют наше общество, причем и сегодняшнее. Недаром появлялись анекдоты о Винни-Пухе и Пятачке, которые были не менее популярными, чем о Чапаеве или Штирлице.
Таким образом, авторы мультфильмов для взрослых были настоящими мастерами своего дела, которым всегда было что рассказать и детям, и взрослым.