«Человек-оркестр» Александр Иншаков является каскадером, актером, кинорежиссером, сценаристом и продюсером. В киноиндустрию он попал благодаря своему тренеру по карате Алексею Штурмину. Изначально Александр работал каскадером, далее стал играть в эпизодических ролях героев, владеющих единоборствами или выполняющих сложные трюки.
Иншаков является постановщиком рискованных сцен в огромном количестве фильмов, ведь он более двадцати лет проработал на киностудии «Мосфильм». А с 2013 года Александр Иванович является Президентом Гильдии каскадеров России Союза кинематографистов РФ, был президентом Российской кинологической федерации и т.д.
Однажды он поделился некоторыми историями со съемочных площадок, в которых снимался сам и руководил группой каскадеров.
Опасный случай на съемках
В 1988 году снимался фильм «Запретная зона» о реальном событии – смерче в центральной европейской части России, произошедшем в начале июня 1984 года. В Иваново тогда образовалось по крайней мере восемь атмосферных вихрей, которые вместе с шквалистым ветром стали причиной огромного материального урона для населения и гибели одного человека.
Перед Иншаковым стояла задача воссоздать тот смерч. Тогда еще не было возможностей компьютерной графики, поэтому поставили несколько реактивных установок, которые потоком воздуха создавали воронку. Туда бросали легкие предметы, типа перьев и пуха, которые летая, создавали иллюзию смерча. В этот поток воздуха должны были входить каскадеры.
Читать: Как проходили опасные съемки «Неуловимых мстителей»?
По словам Иншакова, температура на выходе составляла порядка 800°С. «В одно касание можно пролететь нормально», – говорил он. За реактивными установками сидели молодые солдаты, которые «не все внимательно слушали». В тот момент, когда Александра понесло и он метров тридцать летел по воздуху, потом по земле и его начало крутить, один из военнослужащих направил свою реактивную установку на поленницу с дровами. Сооружение метров два в высоту и пятнадцать в длину двинулось навстречу Иншакову. «Пока меня несло я пытался окапываться. Упал несколько раз на глазах у нашей группы… Оператор думал, что меня убило», – делился Александр. Но, к счастью, он выжил, а о солдате никто не вспомнил.
Смешной случай на съемках
Смешной же случай был связан с фильмом режиссеров Сергея Бодрова-старшего и Александра Буравского «Катала», который вышел на экраны в 1989 году. Одну из главных ролей в нем играл Виктор Павлов. Шли съемки эпизода, в котором героя Карася скидывают с крыши девятиэтажного дома. Подготовили куклу, очень похожую на Павлова, и Александр Иншаков стоял внизу, руководя действиями своей команды каскадеров.
В этот момент «появляется бабуля» и спрашивает: «А что здесь происходит?». Ей объяснили, что сейчас с крыши будет падать человек. «А куда?», – интересуется она. «На асфальт», – ей отвечают. «Ну, что вы мне рассказываете. Какой асфальт?!», – возмутилась бабушка.
Читать: «Рыцарь дня»: выполняли ли актеры трюки сами?
Иншаков решил подыграть ребятам. В этот момент включились камеры, и он дал команду бросать куклу. Она красиво пролетела, упала очень удачно – лицом вниз, парик на месте, руки и ноги в разные стороны. «Тишина и я говорю: «Серега, лежи, лежи, камера работает». Бабуля перекрестилась и говорит: «Господи, да не за какие деньги такая работа!» и убежала. На нее это произвело жуткое впечатление», – вспоминал Иншаков.
Сложный трюк
«Одна из самых сложных для меня картин по трюкам – это фильм «Крестоносец». Там у нас было пару серьезных трюков, один из которых — это прыжок с вертолета на трех работающих мотоциклах», – рассказывал Иншаков.
Во время выполнения этого трюка один мотоцикл упал с высоты трех тысяч метров. Задача стояла очень сложная, поскольку у трех прыжков происходит перехлест траектории. «Но мы ее выполнили!», – с гордостью заключил каскадер.
Читать: Жизнь иллюзиониста Дэвида Блейна и его самые опасные трюки