Классические экранизации пьесы А.Островского «Бесприданница»

В 1878 году вышла в свет пьеса «Бесприданница», написанная выдающимся русским драматургом Александром Островским. Сегодня мы рассмотрим только классические экранизации книги.

У обнищавшей дворянки и вдовы Хариты Игнатьевны Огудаловой есть три взрослые дочери, которых она старается выдать замуж за состоятельных женихов. Двоих дочерей она уже пристроила. У третьей же, Ларисы, есть достаточно поклонников, но им нужно приданое, которого у девушки нет. Лариса влюбляется в блестящего помещика и судовладельца Сергея Сергеевича Паратова, однако небогатый почтовый чиновник Юлий Капитоныч Карандышев предлагает ей свою руку и сердце. Отвергнув его любовь, Лариса проводит ночь с Паратовым, что оборачивается для нее трагической гибелью…

Читать: Отличия экранизаций романа Владимира Набокова «Лолита»

Всего было снято три классические экранизации этой повести. Первая немая версия вышла в 1912 году и была снята режиссером Каем Хансеном с Верой Пашенной, Борисом Пясетским и Николаем Васильевым в главных ролях. Об этом фильме нет никаких данных. И мы поговорим о более известных классических адаптациях Островского.

«Бесприданница», 1936 год

Фильм Якова Протазанова начинается с венчания в церкви, где представлены все герои истории. Этого эпизода нет в оригинальном тексте, однако все реплики персонажей были собраны с различных страниц пьесы. Хотя картина и не была немой, по словам Эльдара Рязанова, она делалась «в стилистике немого кино». И действительно, если обратить внимание на игру Нины Алисовой в роли Ларисы Огудаловой, то как отмечали критики, наиболее убедительно она выглядела именно в немых сценах.

Читать: Рейтинг 15 лучших советских экранизаций книг

Ее взгляды и жесты говорили больше, чем слова ее героини, которые к тому же были сильно сокращены. Роль Сергея Паратова в этой киноверсии сыграл Анатолий Кторов, который показал своего героя абсолютным щеголем и позером. Он остается в рамках мелодраматического соблазнителя, что в конечном итоге увело фильм от жанра чистой драмы. Карандышев в исполнении Владимира Балихина вышел настолько ничтожным, что становится трудно поверить в его любовь к Ларисе.

В целом критиками отмечались удачные актерские работы и поэтичность сцен. Фильм завоевал Золотую медаль на Международной выставке в Париже в 1937 году.

«Жестокий романс», 1984 год

Несмотря на зрительский успех, фильм вызвал гневную реакцию не только со стороны критиков, но и некоторых актеров и коллег Эльдара Рязанова. В этой киноверсии роль Ларисы Огудаловой сыграла Лариса Гузеева. Критики считали, что начинающая актриса потерялась на фоне мастеров кино. Мы с этим совершенно не согласны.

Читать: 5 лучших экранизаций романа «Война и мир»: какая вам ближе?

Огудалова в пьесе Островского по-настоящему потерялась на фоне самоуверенного Сергея Паратова (Никита Михалков), успешного коммерсанта Вожеватова (Виктор Проскурин) или престарелого Мокия Пармёновича Кнурова (Алексей Петренко), что Лариса Гузеева прекрасно воплотила на экране, выполнив поставленные перед ней задачи режиссера.

Блестящий исходный материал, актерский состав и съемочная группа создали замечательную картину, которая по праву вошла в золотой фонд советского кинематографа.

«Надо сказать, что классика на то и классика, что каждое поколение находит что-то ценное для себя. Тема пьесы Островского, как мне кажется, – тема столкновения любви и цинизма. Эта тема не устарела и является важной, актуальной и современной даже сейчас… Картину снимает оператор Вадим Алисов, сын той самой Нины Алисовой, которая сыграла Огудалову в картине Протазанова».

«Жестокий романс» стал лучшей картиной по мнению читателей «Советского экрана», а Никита Михалков был признан лучшим актером 1984 года. В 1985 году фильм Эльдара Рязанова получил главный приз кинофестиваля в Дели «Золотой павлин».

Читать: 6 необычных экранизаций произведений Федора Достоевского