Лучшие экранизации режиссера Владимира Басова

Владимир Басов был мастером советского кино. Он проявил себя не только как прекрасный актер, но и как глубокий профессиональный режиссер и сценарист. «Он был очень талантливым человеком. Талантливым во всем: в отношении с людьми, создании ситуации, в своем творчестве режиссерском, в своем актерском творчестве. Очень разнообразный, талантливый и совершенно непредсказуемый человек, отчего с ним было очень интересно», – говорил режиссер Владимир Наумов.

Басов мечтал стать кинорежиссером. Он добровольцем ушел на войну, вернулся больным и слабым человеком, продал военную форму, купил одежду и отправился поступать во ВГИК. Поступил, стал актером и режиссером и добился всего, о чем мечтал. Басов прожил всего 64 года, однако многое успел сделать в своей карьере.

Читать: Лучшие режиссерские работы Ролана Быкова

Его фильмография состоит сплошь из хитов советской кинематографии, начиная с «Я шагаю по Москве», «Операции «Ы» и других приключений Шурика», «Преступления и наказания» и заканчивая фильмами «Москва слезам не верит» и «Трест, который лопнул». А сколько ярких ролей сыграл Басов для ребят! Дуремар из «Приключений Буратино», Волк из «Про Красную Шапочку», шеф гангстеров из «Приключений Электроника» и т.д.

Но сегодня мы поговорим о Владимире Басове-режиссере. Он снял шестнадцать художественных фильмов и во многих из них также снимался, был автором или соавтором сценариев. Давайте узнаем о лучших из них.

5. «Тишина», 1964 год

Это экранизация одноименного романа Юрия Бондарева, который был опубликован в 1962 году. Действие происходит в 1945 году. Закончилась Великая Отечественная война и из Германии возвращается демобилизованный 22-летний капитан Сергей Вохминцев (Виталий Коняев). Он поступает в институт, но однажды по доносу соседа арестовывают его отца. Это становится поводом для сокурсника Аркадия Уварова обвинить Сергея в преступлении, которое совершил он сам. В результате сына «врага народа», исключают из партии и института. Парень отправляется в Казахстан, где устраивается на работу на стройке. Он верит, что рано или поздно правда откроется… Фильм «Тишина» мог и не выйти на экраны, помог счастливый случай.

Режиссер Михаил Швейцер вспоминал: «Он сделал фильм «Тишина». Очень интересный, сильный, замечательный фильм «Тишина». Этот фильм был разгромлен нашим руководством в лице министра Алексея Владимировича Романова. Значит, утром того дня Басов получил исчерпывающую оценку своей работы, которая, по словам руководства, никуда не годилась. Поправить ее с их точки зрения было даже невозможно и, может быть, нецелесообразно. И Басов при всей своей очень крепкой закалке пришел в некоторое уныние. Потому что, во-первых, он очень верил и любил эту картину, а во-вторых – потому, что это просто огромный труд затрачен. И вот в таком состоянии уныния он пришел к нам – мы были соседями – шли такие полу печальные разговоры, и была слегка траурная атмосфера. Раздался телефонный звонок, позвали Басова к телефону. Звонила его мама […] и вдруг начался странный разговор».

Мать Басова перечислила сыну все имена, кто за день ему звонил и просил перезвонить. Среди них был министр Романов. «Короче говоря, Алексей Владимирович благодарил его за картину и говорил сплошные комплементы. А утром говорил, что она безнадежно вредна, плоха и непоправима. Потому что, оказывается, картину днем посмотрел Хрущев. Это сказка со счастливым концом», – заключил Михаил Швейцер.

Говорят, что после просмотра фильма «Тишина» Никита Хрущев даже заявил, что «у нас только один режиссер-коммунист – это Владимир Басов».

4. «Метель», 1964 год

К середине 1960-х годов Владимир Басов был уже одним из самых известных советских режиссеров. За его плечами – десять снятых картин. И вот он взялся за экранизацию одноименной повести Александра Пушкина «Метель». В центре сюжета – любовь уездной барышни Марьи Гавриловны (Валентина Титова) и прапорщика Владимира (Олег Видов), которая не нравится их родителям. Молодые решают тайно обвенчаться в заброшенной церкви. Однако сильная снежная метель навсегда меняет их судьбы. Владимир отправляется на войну 1812 года и геройски погибает. А в жизни Марьи Гавриловны появляется полковник Бурмин (Георгий Мартынюк)…

Читать: Лучшие фильмы режиссера Александра Митты

В фильме звучат вальс, марш и романс Георгия Свиридова, которые в 1974 году композитор написал в виде сюиты, и она стала шедевром классической русской музыки. На этой же картине бурно развивался роман Басова и Титовой, который после окончания съемок перерос в третий брак режиссера.

3. «Опасный поворот», 1972 год

Эта трехсерийная экранизация была снята Владимиром Басовым по одноименной пьесе Дж. Б. Пристли. «Опасный поворот» — первая из пьес писателя, в которых он использует теорию о том, что существуют другие формы Времени, помимо чисто линейного. В своем стильном загородном доме Фреда (Валентина Титова) и Роберт (Юрий Яковлев) Кэплены устраивают званый обед для коллег и друзей. Молодые, красивые и успешные, весь мир у их ног. Неожиданно шкатулка из-под сигарет и необдуманное замечание вызывают безжалостную череду разоблачений и болезненно раскрываются опасные секреты.

2. «Дни Турбиных», 1976 год

«Дни Турбиных» — это пьеса Михаила Булгакова, основанная на романе «Белая гвардия». Владимир Басов снял трехсерийный фильм, действие которого происходит в 1918 году. Немцы покидают Киев, а в Харьков уже прибывают отряды большевиков. Часть семьи Турбиных – полковник Алексей Турбин (Андрей Мягков) и его младший брат, юнкер Николай Турбин (Андрей Ростоцкий) – участвовали в обороне Киева от петлюровцев. А муж их сестры Елены (Валентина Титова), полковник генштаба Владимир Тальберг (Олег Басилашвили), покинул город вместе с немцами.

«Когда ему прислали одну повесть, которую предложили снимать, он прочитал ее и принес ко мне, дал мне прочитать. Когда я спросила: «Володя, ну что ты… интересно это для тебя?», он говорит: «А я тебе сейчас расскажу эту повесть, как я ее буду снимать». И он мне рассказал всю ленту, рассказал в кадрах, рассказал в лицах, со звуком. Рассказывал долго, я ему наливала без конца кофе. Когда он уже закончил рассказ последним кадром, он говорит: «Там будет бурлить вода и будет отходить пароход, будет гудеть и будет написано «Конец фильма». У меня уже всплыли актерские фамилии, кто может играть. А он говорит: «Да нет, не надо, не трудись». Я спросила: «Почему?». Он сказал: «Я не буду делать эту повесть… в ней нет гражданственности, а мне без этого не интересно работать», – рассказывала режиссер Джаннет Тамбиева.

Владимир Басов, участник Великой Отечественной войны и ставший офицером в восемнадцать лет, ощущал крепкую связь с героями Михаила Булгакова, узнавал в них себя и своих боевых товарищей. И хотя снимать в 1970-е годы в Советском Союзе фильм об офицерах-белогвардейцах было очень непростой задачей, Басов добился разрешения на съемки, а потом и выхода картины на экраны.

1. «Щит и меч», 1968 год

Четырехсерийная киносага Владимира Басова о подвигах советских разведчиков в годы Великой Отечественной войны была основана на одноименном романе Вадима Кожевникова. Премьера фильма состоялась за пять лет до выхода «Семнадцати мгновений весны», тем самым «Щит и меч» стал основоположником «интеллектуального» жанра о советских разведчиках. Александр Белов (Станислав Любшин) — советский разведчик, действующий в нацистской Германии под прикрытием как Иоганн Вайс. Он рискует своей жизнью, получая данные о военных планах нацистов.

В фильме впервые прозвучала песня «С чего начинается родина», написанная композитором Вениамином Баснером на слова Михаила Матусовского.

 Баснер вспоминал: «С ним было необычайно интересно работать. Потом я еще должен сказать… Мы со многими режиссерами пишем много разной музыки, а потом в картину входит половина, а иногда и меньше. У Басова этого не было никогда. Особенно я вспоминаю, когда мы писали музыку к фильму «Щит и меч» и там главная основная песня была «С чего начинается родина». Я помню, как мы с сели с Владимиром Павловичем у рояля первый раз и я ему сыграл первый вариант. Причем песня начиналась иначе, не так, как сейчас. А начиналась она со спокойных таких интонаций и только в самом конце вот это «С чего начинается родина», это было как бы заключение. И вдруг Владимир Павлович говорит: «Слушай, попробуй с этого начать». И когда я попробовал – вдруг, действительно, меня пронзило. Как он точно угадал, что нужно было с этой пронзительной интонации и начинать песню!»

Успех у фильма был огромный, не было ни одной отрицательной критики! А Станислав Любшин стал лучшим актером года, согласно зрительскому голосованию.

Читать: 5 лучших фильмов режиссера Глеба Панфилова