«Гусарская баллада»: история создания фильма

Почти 60 лет назад, а точнее 7 сентября 1962 года на наши экраны вышел фильм Эльдара Рязанова «Гусарская баллада».

Еще в 1940-х годах будущий режиссер увидел на сцене одного из столичных театров постановку «Давным-давно» по пьесе Александра Гладкова. Тогда, Рязанов конечно же и представить не мог, что пятнадцать лет спустя он, уже известный режиссер, экранизирует это произведение. Это было время, когда страна собиралась отмечать 150-летний юбилей Отечественной войны 1812 года и Эльдар Александрович вспомнил об этой пьесе.

Во время войны русская девушка сражалась против войск Наполеона в рядах партизан. Этот исторический факт и положен в основу фильма.

Легкомысленный фильм на серьезную тему – это было впервые в советском кино и совещательный совет счел «Гусарскую балладу» слишком веселой и легкой. Однако поддержка всемогущего Ивана Пырьева очень помогла режиссеру.

«Когда я решил делать эту картину, то сложностей было очень много, потому что это была картина о войне. А как показать горы трупов в комедии? И я видел потрясающий спектакль Театра Советской Армии, поставленный Алексеем Поповым», — делился Рязанов.

Рязанов договорился с Гладковым, что они вместе поработают над сценарием фильма. Александр Константинович пообещал принести готовую работу через две недели. Но драматург внезапно пропал и не выходил на связь. Тогда заподозрили, что возможно, пьеса «Давным-давно» была им позаимствована и выдана за свою. Теперь уже и не узнать, что там было на самом деле.

Рязанов оказался в положении, когда ему пришлось самому придумывать реплики и целые фразы, какие-то четверостишия. Для него это было впервые.

Режиссер придавал большое значение природе, он хотел продемонстрировать красоты страны, чтобы было понятно, за какие земли люди готовы были умирать. Такие места нашли у села Удино в Московской области. Здесь на развалинах старого имения воздвигли поместье Азарова.

После этого занялись подбором актеров. Многие актрисы хотели сыграть Шурочку Азарову, ведь роль яркая и звездная. Однако были определенные требования, которым обязательно должны были соответствовать кандидатки.

«Нужно было, чтобы героиню играла опытная, зрелая артистка, которая достигла вершин мастерства. Во-первых, актриса должна быть хороша и в женском платье, и в мужском гусарском костюме. У нее должен быть низкий голос, она должна была уметь петь. Но это кино и невозможно было снимать 35-40 летнюю актрису. Поэтому я стал искать среди молодых актрис», — рассказывал известный режиссер.

Эльдар Александрович просмотрел дюжину актрис, среди которых были Светлана Немоляева, Алиса Фрейндлих и Людмила Гурченко, но ни одна из них не подошла. Хотя Рязанову понравилась Татьяна Никулина, однако известный супруг не отпустил ее на съемки. Потом появилась студентка второго курса ГИТИСа Лариса Голубкина. По словам актрисы, она последняя пробовалась. «Когда я вошла в гусарском костюме, Рязанов увидел и сказал: «Она и будет играть»», — рассказывала Голубкина.

Читать: Личная жизнь Юрия Яковлева: каким он был мужем, отцом и дедом

А вот на роль поручика Ржевского выбирали между Александром Лазаревым, Сергеем Юрским и Вячеславом Тихоновым. Но режиссер утвердил Юрия Яковлева, и никто из руководства «Мосфильма» не хотел ему возражать. Чего нельзя сказать о кандидатуре Игоря Ильинского, который, впрочем, и сам сначала наотрез отказался сниматься.

«Роль Кутузова была очень сложной. Кутузов был хитер, умен, мудр, отважен – в нем было все, и он был очень опытный полководец. Но я понимал одно: Кутузова в комедии обязательно должен играть комик. И я обратился к своему любимому артисту, с которым уже работал. Игорь Ильинский, прочитав сценарий отказался от роли и сказал: «Во-первых она очень маленькая, во-вторых я недостаточно стар для Кутузова». Против кандидатуры актера стояли на смерть», — рассказывал Рязанов.

Однако режиссер уговорил актера попробоваться в одном эпизоде, где его герой зимой проезжает в санях мимо выстроившихся солдат и приветствует их. Когда же начинались официальные съемки снега уже не было, и режиссер настаивал, что не сможет переснять эту сцену с другим актером и таким образом настоял на участии Игоря Владимировича в картине. Это был единственный случай в карьере Эльдара Александровича, когда он снимал актера без утверждения, обманом. Через какое-то время Ильинский получал удовольствие от игры.

Для Татьяны Шмыги роль Луизы Жермон была единственной в кино. Она, по сути, сыграла саму себя, звезду оперетты. Вообще, артистка осталась не очень довольна работой, поскольку считала, что роль слишком маленькая и она не полностью раскрыла характер своей героини.

Актерам приходилось овладевать стрельбой, фехтованием и рукопашной дракой. Оружие у них было раритетное, и режиссер требовал настоящих сражений. Однако сам Рязанов иногда пугался, когда видел, как его актеры без оглядки бросаются в бой. Поэтому он попросил всем под костюмы подложить деревяные дощечки. Теперь было не страшно.

Лариса Голубкина тоже проявила характер. Практически все трюки в фильме она выполняла сама. Только высоты и мышей она боялась. Если помните, там была сцена, где ее героиня Шурочка подбегала к перилам второго этажа и легко прыгала вниз. На самом деле этот эпизод снимали довольно долго, потому что актриса сначала категорически отказывалась прыгать, потом подбегала к балкону и останавливалась, не способная не то, что двигаться, даже смотреть вниз.

Хотя внизу ее, естественно, ждали мягкие матрасы. Тогда Рязанов решил лично продемонстрировать Ларисе как надо прыгать. Пристыженная девушка восемь раз подряд прыгала с балкона, но в конце подвернула ногу. Эта травма многие годы еще ей напоминала о себе.

На этом трудности для юной актрисы не заканчивались. Голубкина очень стеснялась целоваться с Юрием Яковлевым, к тому же у него все время отклеивались усы. На самом деле актеру тоже непросто дались съемки поцелуя, он воспринимал Ларису как мальчика.

В седле все актеры держались хорошо, поэтому дублеры в «конных сценах» не участвовали. Хотя, не все актеры. Юрий Яковлев с трудом сидел в седле, солгав Рязанову, что раньше он уже ездил на лошади. По словам режиссера, в первый же день стало ясно, что актер никогда не видел это животное так близко. Поэтому по ходу съемок коллеги периодически поправляли его посадку.

Читать: Удивительные истории из жизни Юрия Яковлева

Уже через несколько дней актер вполне уверенно чувствовал себя в седле, но потом его замучил застаревший радикулит. Впрочем, Яковлев мужественно переносил все невзгоды. Поскольку в картине снимались цирковые лошади, то все самые эффектные моменты выполняли артисты цирка.

В театральной постановке, которую видел Эльдар Рязанов звучала музыка Тихона Хренникова.

«Когда надо было решить, какая музыка будет в фильме, я понял, что снимать будем под музыку Тихона Хренникова. Ведь если бы я снимал «Евгения Онегина», вряд ли бы я отменил музыку Чайковского и обратился к современному советскому композитору», — говорил Рязанов.

А дописывать Тихону Николаевичу приходилось много мотивов. Они должны были заполнять паузы между репликами, во время погони и т.д.

Когда фильм посмотрело начальство, больше всего возмущалась Екатерина Фурцева, министр культуры. Она не понимала, как можно было на роль Кутузова брать Игоря Ильинского, мол, он же комический актер. Она предложила забыть о том, чтобы фильм выпустили к юбилею. Но тут «Гусарскую балладу» показали в редакции газеты «Известия», редактором которой был зять Никиты Хрущева. Ему очень понравилась картина, и особенно игра… Игоря Ильинского. Таким образом вышла положительная рецензия на фильм.

«Я хотел, чтобы фильм получился веселый, игривый как бокал шампанского», — говорил Рязанов. И как мы все смогли убедиться, картина получилась именно такой.

Читать: Три любимые женщины в жизни Эльдара Рязанова

В первый год выхода «Гусарской баллады» ее посмотрели около 50 млн. человек. Это был настоящий триумф! Фильм вошел в число лучших за 1962 год, наряду с такими картинами, как «Человек-амфибия», «Девчата» и «Девять дней одного года».

«Этот фильм имел огромный успех у зрителя, поэтому он жив до сих пор», — говорил Юрий Яковлев.