Все сложности при съемках фильма «Маленькая Вера»

Премьера «Маленькой Веры» состоялась в марте 1988 года. Но как удалось довести картину до кинотеатров?

Первоначальный сценарий «Маленькой Веры» был дипломной работой 22-летней выпускницы ВГИКа Марии Хмелик. Режиссеры брали его, пролистывали, но снимать никто не хотел, мол, пустой сюжет. Единственным режиссером, который хотел взяться за этот фильм, был супруг Марии Хмелик, тоже выпускник ВГИКа, Василий Пичул.

Картину удалось пробить лишь через четыре года. В 1986 году Пичулу разрешили снимать и выделили крошечный бюджет. А в конце мая 1987 года, когда актерский состав сформировался, съемочная группа отправилась в Мариуполь, бывший Жданов – родной город Пичула.

Читать: Откровенные сцены в советских фильмах : как это было?

Съемочный процесс начался, но режиссер мрачнел день ото дня: ему не нравилось все, что делал оператор-постановщик. В небольшой квартирке, где проходили съемки, расставили осветительные приборы, установили рельсы для камеры и в итоге не оставалось места для актеров. Не найдя общий язык с оператором, режиссер отправил на киностудию имени М. Горького сообщение, что нужен другой оператор. А в это же время Автандил Махарадзе, утвержденный на роль отца Веры, заявил, что ему нужно срочно лететь в Грузию по состоянию здоровья. Потом выяснилось, что на самом деле он отправился на съемки в Югославию.

Людмила Зайцева

Людмила Зайцева, исполняющая роль матери Веры, в сердцах уехала к родным в Краснодар. Пока в Москве искали оператора, Василий Пичул в срочном порядке бросился на поиски актера на роль отца главной героини. Очень быстро его осенила мысль – Юрий Назаров!, но согласится ли он? Актер согласился и об этом тут же сообщили Зайцевой. Ей кандидатура экранного супруга показалась неподходящей, и она предложила на свое место пригласить другую актрису, например, Нину Русланову. Это была бы настоящая катастрофа для всей творческой группы, в особенности для режиссера, чьей любимой актрисой была Людмила Зайцева.

Наталья Негода и Юрий Назаров

В это время из Москвы приехал новый оператор-постановщик Ефим Резников и работа закипела. «Я вернулась в Жданов и мы начали снимать с другим артистом. И соответственно все акценты сместились, все было по-другому уже», – вспоминала Зайцева.

Однажды во время съемок последовал звонок из милиции. Исполнитель главной роли Сергея, Андрей Соколов, был задержан с ножом. Андрей Фомин, сыгравший ухажера Веры, рассказывал: «На самом деле мы в таком достаточно опасном городе жили. Вы понимаете, что то время было достаточно бандитское время и всем было наплевать актеры-не актеры. А Соколова забрали с ножом, потому что он решил показать, что он московский артист. Какие-то менты пришли и сказали: «А, нож? Сейчас мы тебе наделаем, сейчас мы заведем на тебя уголовку». Ну просто это была такая слабая попытка показать, что мы здесь артисты. А нам показали, что вы здесь живите по нашим законам города Жданова». Коренному жителю города, Василию Пичулу, удалось договориться с родной милицией и Соколова отпустили.

Андрей Фомин и Наталья Негода

Ключевая сцена фильма – скандал с поножовщиной – едва не закончилась настоящей трагедией. Собирались снимать по отработанной в кино технологии: с бутафорским ножом, у которого лезвие при нажатии входит в рукоятку. Андрея Соколова на всякий случай обмотали толстым слоем картона, но тут восстал Юрий Назаров. «Я говорю: «Ребята, он [нож] один раз провалится, другой раз – не провалится. Я в человека бить не буду, я буду бить мимо». И я один раз так хорошо ударил этим ножом мимо Андрюши в стену, что нож сломался», – рассказывал актер. Вот так удалось избежать трагедии.

Еще есть сцена в фильме, от которой режиссер готов был вообще отказаться. Эпизод прыжка в море героя Андрея Фомина, ухажера Веры. Поскольку разрешение на съемки не давали, в спор вступил оператор Ефим Резников. После продолжительной борьбы уставший от всего этого Пичул думал забыть об этой сцене. Но Резников сдаваться не собирался и лично поговорил с начальником порта. В результате дали разрешение на 10-минутные съемки и эпизод был снят с первого дубля.

Андрей Соколов и Наталья Негода

Нельзя не упомянуть о сложности, которая возникла при создании первой сцены в советском кино, в которой откровенно показан половой акт. Пичул в какой-то момент понял, что историю надо «взорвать» и это будет именно то, что нужно. Но надо ведь еще уговорить актеров! В сценарии откровенного эпизода предусмотрено не было, поэтому возмущение Натальи Негоды, исполнявшей роль Веры, можно было понять. Режиссеру и оператору-постановщику понадобилось семь часов, чтобы уговорить Негоду и Соколова сняться в этой сцене. При том, что актриса даже юбку не снимала. Во время съемки откровенного эпизода на площадке были только оператор и его ассистент.

Фильм «Маленькая Вера» после выхода на экраны вызвал ожесточенные споры. Но, как бы то ни было, он стал полным отражением Перестройки, символом разочарованной и измученной страны.

Читать: Как работали над фильмом «Водитель для Веры»?