За кадром картины «Весна на Заречной улице»

Создатели картины даже не подозревали, что в кинотеатрах будут выстраиваться очереди, чтобы посмотреть «Весну на Заречной улице». За первый год картину посмотрели более 30 млн. человек. 

Николай Рыбников и Нина Иванова в одночасье стали всесоюзными звездами, фильм растащили на цитаты. И при этом картина не получила ни одной Госпремии, хотя, конечно, главная ее награда – народная любовь.

По сюжету, в рабочий поселок приезжает выпускница педагогического института по специальности «русский язык и литература» Татьяна Сергеевна Левченко. Она начинает преподавать в вечерней школе, где ее учениками являются металлурги, шоферы и сталевар Саша Савченко, чьих ухаживаний строгая учительница старается не замечать.

Влюбленный ученик бросает школу и с горя начинает выпивать.  После того, как Татьяна Сергеевна побывала на заводе, чтобы посмотреть на своих учеников в работе, она изменила свое мнение о Савченко, а парень готов бороться за свою любовь до конца.

Этот наивный, казалось бы, сценарий посчитали бунтарским. Сначала он приводил в недоумение, как это передовик производства проводит время в компаниях под гитару и водочку. А где руководящая роль Коммунистической партии? Слово «комсомол» произносится один раз лишь в песне!

Но авторы старались показать жизнь именно такой, какой она была, без ложной партийности. Картину приняли в производство лишь на Одесской киностудии. Однако для подстраховки ее авторитетный директор Александр Горский пригласил еще одного режиссера. Теперь над фильмом работали Феликс Миронер (автор сценария) с другом Марленом Хуциевым.

Съемки были наполнены шутками и розыгрышами, на которые легко поддавался наивный Феликс Ефимович. Компания подобралась молодая и хулиганистая, а самому старшему был всего 31 год.

Вся съемочная группа проживала не просто в одной гостинице, но занимала один этаж, поэтому хохмачи между собой называли фильм «Без сна на Заречной улице». По вечерам после работы была гитара, песни, выпивка.

Для Николая Рыбникова это была уже восьмая работа в кино, но такого плана роль была у него впервые. Директор киностудии поначалу отвергал кандидатуру Рыбникова, однако объединив все усилия, Хуциев сумел убедить начальство, что лучше этого актера сыграть симпатичного сталевара больше никто не сможет.

А выбор Нины Ивановой на главную роль был и вовсе необычным. У девушки не было актерского образования. Однажды 10-летней девочкой она снялась в картине «Жила-была девочка», но став старше, Иванова не захотела становиться актрисой и поступила в медицинский институт.

Как-то студент ВГИКа попросил девушку сняться в его дипломной короткометражке «Надя», где ее и заметил Марлен Хуциев. Так Нина Иванова снова оказалась в кино.

По словам Хуциева, она очень артистичная с чрезвычайно выразительной внешностью. «Так что мы просто не могли на ее месте никого представить», – говорил режиссер.

Во время работы над фильмом постоянно приезжали всевозможные начальники, которые бесконечно ругали съемочную группу.

Народный артист СССР Геннадий Юхтин вспоминал: «Перерасход пленки, не укладываетесь в планы студии, мы вас закроем, что это за материал «не хочу учиться, а хочу жениться». Очень многие выступали против фильма и его уже закрывали. Но проходило время и благодаря директору киностудии мы его отстояли. Он говорил: “Пока я тут, «Весна» будет сниматься, хотят они или нет!”».

Зима 1956 года быстро закончилась, и многие зимние сцены снять не успели. Тогда решили на один день вылететь в Новосибирск через Москву. А когда в столице в 4 утра выглянули на улицу, огромными хлопьями валил снег. Всех тут же начали будить. Выйдя из дверей гостиницы, прямо на месте операторы стали снимать проезжающие грузовики, напротив заснеженный забор и т.д.

За один день сняли всю зиму и даже пересняли одну сцену, где главные герои спускаются по лестницам и Татьяна Сергеевна дает пощечину Савченко. А на следующий день уже снимали весну.

Николай Рыбников выглядел настоящим сталеваром, поскольку он освоил некоторые азы это профессии под чутким руководством специалиста Григория Пометуна.

А как вы думаете, кто на самом деле исполнял мелодию, которую Савченко наигрывает на гитаре? Петр Тодоровский! Вся партия на гитаре была исполнена им.

Песня «Когда весна придет, не знаю» родилась случайно. Почти все слова поэт Анатолий Фатьянов написал очень быстро, а вот строчка про «заводскую проходную, что в люди вывела меня» пришла к нему в последний съемочный день. На тот момент он с  режиссерами выбирал из десятков написанных куплетов, а потом смонтировали. Песня мгновенно покорила зрителей своей душевностью.

По вечерам группа «Без сна на Заречной улице» сочиняла свои куплеты:

Например,

Когда на улице Заречной
В домах погашены огни,
Горят мартеновские печи,
И день и ночь горят они.

Меняли на:

Горят марленовские печи
И день и ночь горят они.

А режиссера вместо Марлен Мартынович называли Марленом Мартеновичем.

Первый смотр картины прошел в Киеве, и для ее создателей реакция коллег была абсолютно неожиданной:  фильм просто захвалили! «Весну на Заречной улице» разрешили к прокату, и ее ждал оглушительный успех.

Режиссер и сценарист Марк Розовский: «Это была правда реальной жизни, и это был прорыв.  Это было замечательно!».

Выбор актеров на главные роли оказался таким удачным, что народ сразу полюбил экранных героев, в которых видел себя. Рыбников после выхода фильма на долгие годы стал настоящей звездой советского экрана. Не менее звездной стала роль строгой учительницы и для Ивановой. Актриса получала мешками письма от своих поклонников.

Создатели картины не поставили точки в финале,  осталось многоточие. Они не знали, как сложится дальнейшая судьба Татьяны Сергеевны и Саши Савченко. А зрители как верили,  в то, что они будут вместе, так и продолжают верить.

Любопытно, что в фильме «Легкая жизнь» 1964 года в сцене на собрании сидит актриса Нина Иванова, которую окликают Таней Левченко, на что она отвечает, что уже Савченко… Значит, все-таки Савченко.

В 2010 году под руководством Марлена Хуциева фильму подарили цвет.