8 фильмов с минимумом диалогов или вообще без них

Несмотря на огромное влияние диалога на киноиндустрию, начиная с полнометражных фильмов, существует мнение, что «звуковые эффекты» каким-то образом скомпрометировали сущность кино; что преобладание слова уменьшает уникальный визуальный потенциал фильма, перенеся его обратно в театр или даже в художественную литературу. Ни один серьезный кинематографист не станет возражать против важности звука в кино, но есть и доля истины в этом мнении.

Очевидно, что лучшие сценаристы кинематографа, от Джозефа Л. Манкевича до Квентина Тарантино и Чарли Кауфмана, значительно продвинули свою работу с помощью интересной игры слов. Тем не менее, визуальное повествование – это форма искусства, и когда диалог сокращается или полностью отсутствует, это становится особенно очевидным.

Перечисленные ниже фильмы входят в небольшую, но особую коллекцию фильмов, в которых практически не используются диалоги, полагаясь на чисто визуальную картинку кино. Небольшая оговорка: «немые» фильмы не рассматривались, поскольку они относятся к более ранним временам.

«Каникулы господина Юло», Франция, 1953 год

Режиссер Жак Тати очень ясно показал, насколько малое количество диалогов может говорить о многом. Вдохновленный великими традициями клоунов немого кино, а также своим собственным опытом работы в качестве артиста в жанре пантомимы, первая работа Тати в образе Юло столь же необычна, как и его главный герой.

По сюжету безупречно воспитанный Юло непреднамеренно сеет хаос на приморском курорте Бретани, при этом не произнося ни слова. Он постоянно попадает в нелепые ситуации. Те, кто плохо знаком с Тати, могут быть удивлены, даже разочарованы тем, насколько сдержана большая часть его юмора. Фильм стал мировым хитом, а Юло очень полюбился зрителям.

«Голый остров», Япония, 1960 год

Кажется вполне уместным, что в этой изысканной, минималистской японской драме нет слов. В ней рассказывается о том, как семья из четырех человек пытается зарабатывать себе на жизнь в своем островном доме, ежедневно набирая ведрами пресную воду для орошения земли и выращивания урожая с соседнего острова.

Что мы действительно слышим, так это звуки природы – плеск волн, стремительный ветер и благородная, меланхоличная музыка Хикару Хаяси. У зрителей возникает масса вопросов, наблюдая за происходящим. Может это дань быстро исчезающему «аграрному» образу жизни? Или намек на последствия Хиросимы и Нагасаки? То, что такая безмолвная простота вызывает столько поводов для размышления, подтверждает редкую, обнаженную силу фильма.

«Бал», Франция, 1983 год

В свое время он пользовался большим почетом – лучший фильм на фестивале «Сезар», номинирован на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.  Это взгляд режиссера Этторе Сколы на 50-летнюю социальную и культурную историю Франции, показанную посредством одного танцевального зала.

В фильме не произносят ни слова, а лишь флиртуют и кружатся в танце, ревнуют и мирятся. Перед  зрителем проносятся 30-е годы, Вторая мировая война, рождение рок-н-ролла и дискотека конца 1960-х. Хитрое движение камеры и актеров без излишней проработки создает поистине кинематографическое шоу. Сейчас фильм почти полностью исчез из поля зрения.

«Медведь», Франция, 1988 год

Французский режиссер Жан-Жак Анно уже снимал фильм, не связанный с нашим временем и современным человеком. В 1981 году вышла лента о пещерном человеке «Борьба за огонь». Здесь он пошел еще дальше. «Медведь»  снят по роману Джеймса Оливера Кервуда «Гризли» и на самом деле рассказывает историю о двух медведях: осиротевшем детеныше и обозленном взрослом гризли, который неохотно берет заботу о малыше на себя.

За ними гонятся двое охотников, которые обмениваются лишь легкими фразами, но в остальном весь фильм – это хрюканье и рычание, звуки дикой природы.

Большую часть фильма зрители наблюдают за документальными кадрами из жизни животных в их собственной среде обитания. В заключительных титрах была использована переложенная Сардом музыкальная пьеса П.Чайковского «Июнь. Баркарола».

«Трио из Бельвилля»,  Франция, 2003 год

Анимация кажется настолько подходящей для создания бессловесных историй, и странно, что так мало англоязычных анимационных студий пытаются это сделать (только Pixar регулярно использует этот подход в своих короткометражках). Возможно, аниматоры запуганы – и не без оснований – безупречным, почти немым дебютом режиссера Сильвена Шоме.

По сюжету мальчик Чемпион готов участвовать во всемирно известной велогонке Тур-де-Франс. Но во время соревнования преступники выкрадывают его. Тогда бабушка Суза со своей верной собакой Брюно отправляется спасать своего внука.

«В городе Сильви», Испания, 2007 год

«Он» возвращается в город, чтобы попытаться разыскать прекрасную женщину, которую встретил шесть лет назад. Пока мужчина бродит по Страсбургу в поисках Сильвии, камера снимает мелькающих бесконечной чередой загадочных женщин так, что мы чувствуем себя полноценным участником происходящего. В середине этой 84-минутной оды влюбленному юношескому романтизму происходит короткий восьмиминутный разговор.

Режиссер Хосе Луис Герин сталкивается с мрачным аспектом поисков своего героя, но эффектно оправдывает его, показывая залитый солнцем прекрасный город, быстротечность красоты и преданности и разочарование; а затем внезапное возрождение юношеской страсти. По мнению некоторых критиков, фильм вошел в десятку лучших фильмов 2008 года.

«Четырежды», Италия, 2010 год

Фильм сделан в псевдодокументальной манере и рассказывает о жизни маленького городка на юге Италии и практически не содержит диалогов.

Показаны четыре стадии существования: человек, животное, растительное, минеральное. То есть смерть больного старого пастуха, новорожденная коза, срубленное дерево, которое в конечном итоге будет сожжено, и дым поднимется к небу. Фильм получил множество призов на международных кинофестивалях.

«Не угаснет надежда», США, 2013 год

Единственную роль в фильме исполняет оскароносный Роберт Редфорд. 77-летний актер отважно сражается, чтобы не допустить крушения своей продырявленной яхты. Человек против стихии, и скрипящий, протекающий корпус, хлынувшая морская вода, ощутимое отсутствие всего, кроме океана, и человеческая воля к жизни создают захватывающий во всех смыслах сюжет.

Таким образом, нет необходимости в словах, за исключением короткого пролога, плюс изредка звучит нецензурная брань.