«Через тернии к звездам»: фантастическая работа съемочной группы

Двухсерийная экранизация научно-фантастической книги Кира Булычева вышла на экраны в 1981 году. Это была третья работа режиссера Ричард Викторов из трилогии о полетах в космос. Первые два фильма называются «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной».

Это история о единственной выжившей из гуманоидных существ погибшего корабля, которую доставляют на Землю, чтобы помочь ей восстановить утраченные воспоминания. Инопланетянка поселяется в доме ученого Сергея Лебедева, который помогает ей адаптироваться среди людей. Нийе нравится новая жизнь, однако она понимает, что создана для некой важной миссии. Она проникает на корабль «Астра», посланный с миссией на Дессу.

Выясняется, что планета находится в состоянии экологического краха и управляется влиятельным магнатом по имени Туранчокс, который намерен сохранить ее в таком состоянии. Экипаж корабля с помощью робота и сил Нийи побеждает выпущенного против них монстра. Они восстанавливают экосистему планеты, а Нийя остается, чтобы помочь восстановить Дессу, пока команда возвращается на Землю.

Экранизация любой научной фантастики предполагает постановку множества трюков. На съемочной площадке фильма «Через тернии к звездам» присутствовали ученые, которые неизменно консультировали творческую группу и, порой, охлаждали их пыл, настаивая, что законы механики никто не отменял, пусть даже это вымышленная история.

Читать: «Солярис»: как создавали антураж к фильму?

Также не стоило забывать, что возможности бутафорского цеха были ограничены и не все режиссерские задумки получалось осуществить. Например, Ричард Викторов хотел, чтобы робот Бармалей переплюнул своего коллегу из «Звездных войн», который поразил зрителей в 1977 году. Но когда режиссеру показали робота, собранного из обычных жестяных ведер, он ясно понял, что переплюнуть C-3PO не получится. В итоге Викторов согласился на «надувную» версию Бармалея.

Декорациями для планеты Десса послужили пейзажи Таджикистана, где слоистые горы, подсохшая земля и полуразрушенная теплостанция вполне реально изображали место техногенной катастрофы. Пещеры Дессы «обнаружили» в московских подземельях в районе Китай-города. Смешно, но в титрах создатели картины добавили фразу: «Все пейзажи умирающей планеты Десса сняты на территории СССР». Однако чиновникам из Госкино эта фраза пришлась не по вкусу и ее убрали.

Помните рычащую биомассу, которая вырвалась из лаборатории клонирования Института космической генетики? Ее снимали в павильоне Ялтинской киностудии. Для получения этой массы смешали жидкое тесто и пожарную пену, а для создания движения, и чтобы она меняла форму, в массу погрузили аквалангистов. Здесь же на киностудии изготовили планетоход, с помощью которого космонавты исследовали Дессу. Его соорудили из гусеничного бронетранспортера и деталей от самолета.

Одним из сложных этапов съемок были сцены невесомости, которые осуществлялись в бассейне под водой. Хотя картинка выглядела эффектно, работа представляла собой большой риск для жизни. Были заказаны специальные осветительные приборы для работы под водой, но когда начались съемки, выяснилось, что гидроизоляция была сделана довольно плохо, и сразу же после опускания мощных ламп в воду, они выходили из строя. Потеряв несколько приборов, Ричард Викторов решил все же продолжить работу.

Читать: Почему Андрей Тарковский снял фильм «Сталкер» только с третьей попытки?

Из актеров сниматься под водой отказался только Улдис Лиелдиджс, исполнявший роль Сергея Лебедева. В результате его заменили каскадером. Вместо скафандров на актеров надели акваланги, а чтобы убрать из кадров пузырьки воздуха, сцены снимали вниз головой и пузырьки поднимались к ногам. В своих дневниках режиссер признавался: «То, что мы сняли бассейн без ЧП, — просто удивительно…».

«Через тернии к звездам» вышел в американский прокат под названием «Женщина-гуманоид». Так же его назвали в Италии, где фильм получил премию фестиваля фантастических фильмов «Серебряный астероид». Он был показан во многих странах, а известный голливудский режиссер Ридли Скотт специально приехал в Советский Союз, чтобы пообщаться со съемочной группой фильма. За год до премьеры истории об инопланетянке Нийя (Елена Метелкина), американский режиссер выпустил свой фантастический боевик «Чужой».

После такой шумихи в 1982 году создатели фильма «Через тернии к звездам» и мультфильма «Тайна третьей планеты» получили премию СССР.

Читать: 6 малоизвестных советских фантастических фильмов