Что случилось с продолжением фильма «Леон»?

Боевик «Леон» сценариста и режиссера Люка Бессона стал одним из самых обсуждаемых фильмов 1994 года и мгновенно сделал Натали Портман звездой. На момент премьеры ей было всего 13 лет, но не по годам зрелая игра Портман поразила публику и критиков. Естественно, после того, как фильм оказался коммерчески успешным, режиссер начал планировать продолжение.

Первоначально Бессон надеялся продолжить историю «Леон» сиквелом, в центре которого была бы героиня Портман Матильда. Однако прошли годы, а фильма так и не появилось. «Леон» был самой первой актерской работой Натали Портман. Жан Рено сыграл главную роль смертоносного убийцы, но Портман смогла перетянуть внимание зрителей на себя.

Читать: Жизнь Жана Рено: Не забывай, откуда ты родом!

По сюжету Матильда остается сиротой, когда Норман Стэнсфилд убивает ее семью, и, обнаружив, чем Леон зарабатывает на жизнь, девочка убеждает его обучить ее, чтобы она могла отомстить. Взрослый мужчина, обучающий молодую девушку убивать, — достаточно провокационная идея, но «Леон» расширяет границы, заставляя не по годам развитую Матильду влюбляться в гораздо более взрослого киллера — и, хотя Рено играет это с некоторой двусмысленностью, кажется, что его герой отвечает взаимностью на эти чувства.

Первоначальный сценарий Бессона пошел намного дальше, включая наготу и сцены секса, но родители Портман согласились на ее кастинг только после того, как эти сцены были переписаны. Даже без этих сцен первая версия «Леона» для некоторых зашла слишком далеко. Первоначально в фильме было больше кадров, на которых Матильда обучалась искусству убивать, а также сцены, в которых она напивалась и прямо просила Леона лечь с ней в постель. Когда тестовая аудитория отрицательно отреагировала на эти сцены, они были вырезаны.

Заработав 46,1 миллиона долларов в прокате при бюджете в 16 миллионов долларов, Леон добился коммерческого успеха и в целом был хорошо принят критиками. Хотя были некоторые разногласия по поводу представления в фильме молодой Портман, фильм продемонстрировал, что ранее неизвестная юная девушка не теряется рядом со взрослыми актерами, и Портман быстро стала востребованной в Голливуде.

В то время как она боролась после «Леона» с типизацией ролей в стиле Лолиты (она отказалась от главной роли в ремейке «Лолиты» 1997 года), Портман появилась в таких хитовых фильмах, как «Схватка» и «Марс атакует!», а затем получила желанную роль Амидалы в приквелах «Звездных войн», начиная с «Эпизода I: Скрытая угроза».

Тем временем Люк Бессон прошел путь от хорошо принятого «Леона» до полноценного блокбастера «Пятый элемент», хотя его историческая эпопея 1999 года «Жанна д’Арк» оказалась провальной. Однако в то время у Бессона был еще один проект в запасе: прямое продолжение «Леона», в центре сюжета которого должна была быть Матильда Натали Портман.

Сообщается, что Бессон впервые подумал о фильме о Матильде, еще работая над «Леоном», но решил, что имеет смысл подождать, пока Портман станет старше. Режиссер Оливье Мегатон, протеже Бессона, сказал в 2011 году: «Люк снова и снова пытался снять этот фильм — он предложил его мне».

Читать: Леон против Джона Уика. Кто победит?

Сценарий был написан, и Портман очень хотела сняться. В 2003 году актриса намекнула, что это будет ее следующий проект после завершения «Звездных войн. Эпизод III: Месть ситхов», назвав сценарий Бессона «великолепным».

Концепция продолжения была проста. Став взрослой, Матильда пошла по стопам Леона и стала профессиональной «убийцей», но ее все еще преследует убийство ее семьи. Поскольку Леон убил людей, непосредственно ответственных за это, Матильда продолжила с того места, где остановился ее наставник, следуя к наркокартелю, который с самого начала причинил вред ее семье.

Бессон и Портман очень хотели сделать продолжение, но было одно очень серьезное препятствие: у них не было прав на «Леона». Бессон снял его и большинство своих ранних фильмов для французской студии Gaumont. Однако после крупного провала «Жанны д’Арк», студия отказалась поддерживать амбиции Бессона как продюсера.

Это побудило предприимчивого режиссера основать собственную студию Europacorp в 2000 году. Бессон добился значительного успеха с ней: студия выпустила такие хиты, как франшизы «Перевозчик» и «Заложница», а также все последующие фильмы Бессона в качестве режиссера, включая «Ангел-А». К сожалению, расставшись с Gaumont, Бессону пришлось расстаться со всеми предыдущими фильмами, которые он снял для студии, включая, конечно же, «Леона».

Читать: Через что прошла Натали Портман ради роли в «Черном лебеде»?

Это означало, что несмотря на то, что сценарий был написан и главная героиня стремилась сниматься, Бессон не мог легально продюсировать продолжение «Леона». По этой причине он и его соавтор Роберт Марк Камен сильно переписали сценарий в отдельный боевик. Снятый в 2011 году «Коломбиана» изображает убийцу, которая, как и Матильда, в детстве видела, как ее семью убили, и жаждет мести.

Фильм не имел большого успеха ни у критиков, ни у зрителей, но Люк Бессон снял еще несколько фильмов о женщинах-убийцах, в том числе «Люси» 2014 года (со Скарлетт Йоханссон в главной роли) и «Анну» 2019 года. Возможно, режиссер так тщательно изучил эту тему, что даже если бы сегодня сняли фильм о Матильде, не было бы никаких новых оснований для прорыва.

В 2018 году Люка Бессона обвинили в изнасиловании ряда актрис. В то время как гражданский иск, поданный против режиссера, был отклонен судьей в 2021 году, Бессон остается запятнанной фигурой. И поскольку многие деятели киноиндустрии теперь стремятся дистанцироваться от Бессона, кажется маловероятным, что Портман (которая выразила сожаление по поводу работы с Вуди Алленом и выразила поддержку Роману Полански) захочет снова работать с режиссером.

В любом случае, сам Бессон, кажется, чувствует, что время прошло. В 2021 году он заметил, что, если когда-нибудь снимет «Матильду: Профессионал», «50% людей в этом мире будут меня ненавидеть, а другая половина будет счастлива, и все равно в конце концов все будут разочарованы».