Зрители помнят Михаила Кононова, скорее всего, по двум ролям в кино – Нестора Петровича в «Большой перемене» и космического пирата в «Гостье из будущего». Детская и наивная внешность актера, как утверждали его коллеги, была обманчивой.
Михаил Кононов родился 25 апреля 1940 года в Москве. Его мать работала поваром, а отец – швейцаром в гостинице. Но потом родители мальчика расстались и Михаила воспитывала только мать. Он был ласковым и добрым ребенком, а мать его за это укоряла, мол, тяжело будет в жизни с таким характером. С возрастом Кононов научился прятать эти свои качества и как будто специально обижал людей.
Кадр из фильма «Гостья из будущего»
Еще школьником он с удовольствием выступал в самодеятельности, был настоящей звездой школы и, казалось, что другого пути у него нет, кроме как на большую сцену. Получив аттестат, Михаил с легкостью поступил в Щепкинское училище и считался одним из самых талантливых студентов. Только вот друзей у него не было, кроме сокурсника Олега Даля, чем-то на него похожего.
После окончания ВУЗа Кононов пришел в Малый театр, однако через пять лет покинул его. Коллеги отмечают его неуживчивый характер, споры с режиссерами, когда Михаил позволял себе бросать обидные фразы. Однажды во время репетиции сцены из «Ревизора», Кононов сделал замечание режиссеру Борису Бабочкину. За невиданное хамство актера выгнали из театра, а извиняться он не собирался.
Кадр из фильма «Большая перемена»
Удивительная внешность актера, который и в 25 лет выглядел подростком была причиной его простодушных и недалеких образов в кино. Всесоюзная слава пришла к Кононову в 1973 году после выхода на экраны фильма «Большая перемена».
Когда ему только предложили роль молодого учителя, актер забраковал сценарий и заявил, что не будет сниматься в этой глупой истории. Режиссер картины Алексей Коренев смог убедить его, но, говорят, потом не раз пожалел об этом. Все разговоры о трудном характере Кононова полностью подтвердились. Актер цеплялся по поводу и без, имел собственную трактовку образа, переписывал целые диалоги и позволял себе называть съемочную группу «бездарностями».
Читать: Сложная судьба красавчика Арамиса: как сложилась жизнь Игоря Старыгина
Сам Михаил Иванович терпеть не мог своего героя и считал сценарий фильма абсолютно бездарным. В своих воспоминаниях он писал, что фильм получился успешным только благодаря актерам, которые в нем снимались.
Кадр из фильма «Андрей Рублев»
Среди огромного количества нелюбимых ролей были, однако, и те, которые Кононову казались удачными. Своей лучшей работой он считал Фому в драме Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Возможно, Михаил Иванович был неудовлетворен образами, которые ему предлагали играть. Актер Евгений Стеблов предположил, что талант актера мог бы раскрыться с других сторон, если бы он сыграл что-то более серьезное, отвечавшее его глубине.
Но события в личной жизни не давали Кононову полностью сосредоточиться на работе. Когда он влюбился и женился на симпатичной спортсменке Наталье, мать актера не приняла невестку. А он все время как будто чувствовал себя перед ней виноватым. Потом Михаил Иванович последовательно сооружал для любимой супруги «золотую клетку». Поначалу запретил ей заниматься спортом, потом работать моделью, затем домой перестали ходить друзья и кончилось тем, что Наталья оставила также работу на радио. Таким образом, со временем Наталья лишилась всего, что ей было интересно и дорого. Она стала ездить с мужем на съемки, лишь бы по долгу не оставаться одной со свекровью.
Михаил Кононов с супругой
А мать актера категорически не хотела считаться с выбором сына и однажды, в день его 30-летия, запершись в своей комнате, покончила с собой. Для Кононова это стало тяжелым ударом, он стал еще более скрытным и недовольным всеми человеком. Все чаще актер срывался на супругу. Помимо прочего, он не хотел иметь детей, говорил, что боится дурной наследственности. Ведь его мать не раз лежала в психушке. «Мне его хватало сполна, как будто у меня десять детей в доме», – говорила потом Наталья.
Читать: Через тернии — к звездам: тяжелейшие испытания в жизни Игоря Ливанова
Для Михаила Ивановича важнейшим оставались съемки. После смерти матери он с головой погружался в работу, а по вечерам после пары рюмок алкоголя у него начинала проявляться агрессия. Кононов много пил и сначала компанию ему составлял Олег Даль. Потом Наталья решила выпивать вместе с мужем, только чтобы он оставался дома.
Когда в конце 1980-х годов зарождалось новое кино, Михаил Иванович считал для себя недопустимым участвовать в этом «безобразии». А денег не хватало и тогда ему пришлось продать квартиру в Москве и переселиться в деревню Бутырку. А дальше в их дом вошла юная актриса Маргарита, которую Кононов на много лет поселил в своем доме. Супруга актера привыкла к его изменам и эту горькую пилюлю ей также пришлось проглотить, правда ценой своего психического здоровья.
Кадр из фильма «В круге первом»
Съемок в жизни актера становилось все меньше. Последней его работой в кино стала роль дворника Спиридона Егорова в телесериале «В круге первом» 2006 года по книге А.Солженицина. К этому времени Кононов перенес инфаркт и был инвалидом II группы. Потом он избитый в своем доме ухажером Маргариты с пневмонией попал в больницу, и на этом фоне у актера развились сердечная недостаточность и тромбоэмболия. 16 июля 2007 года его не стало. Кононов умер в полной нищете, а на его похоронах не было почти никого из коллег. По мнению некоторых актеров, Михаил Иванович был совершенно гениальным мастером, но так и остался недооцененным.
Читать: Альберт Филозов на экране и в жизни