Фильм «Дерсу Узала»: приключения Акиры Куросавы в СССР

«Одна вещь, которая отличает Акиру Куросаву, это то, что он не создал один или два шедевра; он создал, знаете ли, восемь шедевров», — сказал Фрэнсис Форд Коппола о японском режиссере. Стивен Спилберг назвал его «живописным Шекспиром нашего времени», а для Мартина Скорсезе он был просто «мастером».

Советская история началась с того, что японский режиссер Акира Куросава переживал черную полосу в своей карьере. Его фильм провалился в прокате, из-за этого найти финансирование на новый фильм он не мог и был вынужден разорвать контракт с Голливудом. Эта ситуация настолько подействовала на именитого режиссера, что он даже задумывался о самоубийстве.

Но в какой-то момент Куросава захотел попробовать поработать в Советском Союзе и обратился в «Мосфильм» с предложением снять фильм по роману Владимира Арсеньева «Дерсу Узала». Неожиданно для себя режиссер получил «добро» на работу.

Читать: 5 фильмов, чтобы познакомиться с творчеством Акиры Куросавы

«Дерсу Узала» повествует о реальной экспедиции Арсеньева на Дальний Восток и нанайскому охотнику, который стал для него не только проводником, но и другом. Писатель восторгался его умением выживать в тайге и в то же время находиться в гармонии с природой. Но жизнь Дерсу Узала оборвалась по вине беглого каторжника.

Эта история заинтересовала японского режиссера еще в 1950-х годах и с тех пор он очень хотел ее экранизировать. Пейзажи тайги он задумывал снимать на острове Хоккайдо, однако в те годы у него не получилось взяться за эту работы, а спустя время у Куросавы появилась возможность снимать фильм прямо на месте событий.

Сценарий к своему будущему фильму режиссер написал вместе с писателем Юрием Нагибиным. Когда японский актер Тосиро Мифунэ не смог из-за занятости на родине принять участие в фильме, Куросава начал поиски своего героя среди советских актеров. В числе нескольких кандидатов на пробы пригласили Максима Мунзука. И эта работа для 65-летнего тувинского актера стала третьей в карьере после ролей в лентах «Люди голубых рек» и «Пропажа свидетеля».

Мунзук явился на пробы прямиком с охоты в своем охотничьем костюме, только без ружья. И несмотря на то, что присутствующие там люди не верили в успех этих проб, Мунзук не просто был утвержден на роль, но также стал любимым актером Куросавы, которого называл «бакшы», что означает шаман.

Роль Владимира Арсеньева исполнил Юрий Соломин, для которого эта работа стала настоящим подарком судьбы. Актер не только смог поработать с именитым режиссером, но и побывал в родных краях на Дальнем Востоке, хотя вот с этим актеру просто повезло.

Изначально «Мосфильм» убеждал Акиру Куросаву снимать тайгу под Москвой, поскольку на Дальний Восток иностранцев, в особенности японцев, не пускали. Тем не менее режиссер сумел добиться разрешения на съемки там. Творческая группа жила в военной гостинице, еду им доставляли из воинской части, а непосредственно на съемочной площадке постоянно присутствовал сотрудник КГБ. Последнее обстоятельство особенно раздражало режиссера.

По словам Юрия Соломина, первые два месяца работа происходила в обсуждениях, режиссер делился своим видением картины и некоторыми секретами мастерства. В целом работа над фильмом продолжалась два года, так как Куросава старался точно отразить все оттенки смены сезонов года. Работать с ним было непросто, однако своей дотошностью он вызывал восхищение.

Как истинный эстет Куросава к каждому кадру делал эскиз, лично поправлял актерам грим и костюмы, даже помогал развешивать искусственные листья на деревьях. По рассказам Соломина, режиссер сам собрал рюкзак для главного героя, строго по описанию в книге, а ему потом с трудом приходилось отрывать его от земли.

Читать: Боевики в советских кинотеатрах, на которые ходили не один раз

Первый и единственный не японский фильм Куросавы «Дерсу Узала» получил широкое признание и удостоился большого количества призов, в том числе премию «Оскар» 1976 года как лучший фильм на иностранном языке. Интересно, что никого из представителей картины на церемонии не было, даже Куросавы. А советские актеры вообще не знали, что лента номинирована. Поскольку фильм был снят двумя странами — СССР и Японией — вручали два статуэтки. Одну статуэтку забрал японский продюсер, а вторую — режиссер Георгий Данелия, который в то самое время находился на американском кинофоруме со своей лентой «Афоня».

С «Оскаром» вообще вышла смешная история: ведущий церемонии случайно представил Георгия Николаевича режиссером фильма «Дерсу Узала», а в СССР многие поздравляли Данелию, решив, что он получил «Оскар» за «Афоню». В нашей стране картину посмотрели более 20 миллионов зрителей.