Более тридцати лет назад на советские экраны вышла комедия «Где находится нофелет?». По сюжету москвич Павел Голиков живет со своими родителями и никак не женится, хотя ему уже за сорок. Двоюродный брат Геннадий решает научить его общению с женщинами и помочь преодолеть его застенчивость. Все заканчивается хорошо и Павел, наконец, знакомится с понравившейся ему девушкой.
«Идея этого фильма родилась, когда у нас появился новый приятель Яник, который мастерски на наших глазах знакомился с девушками. Он подходил к ним с одним и тем же вопросом: “Вы не скажете, где находится кюрасю?”», – рассказывал сценарист Анатолий Эйрамджан.
Значения странного слова не знал даже Яник, но Эйрамджану так понравился этот способ знакомства, что он сразу же взялся за написание сценария. Только вот как заменить это «кюрасю» он не знал.
«Я перебрал очень много разных слов пока не остановился на «нофелете», «телефон» наоборот. Телефон все же близко к городской жизни и как-то в этом появился смысл. Это слово меня устроило», – добавил сценарист.
Владимир Меньшов и Александр Панкратов-Черный; Андрей Миронов
Анатолий Эйрамджан писал сценарий под двух определенных актеров – Александра Панкратова-Черного и Андрея Миронова. Александр планировался на роль скромного инженера Павла Голикова, а Андрею готовили роль Геннадия, любителей женщин. Миронов, прочитав сценарий отказался играть очередного ловеласа. Тогда он вместе с Панкратовым-Черным решил предложить режиссеру поменять их роли местами.
Читать: Лучшие роли Александра Панкратова-Черного
В результате после обсуждений Геральд Бежанов согласился с таким предложением. Ловеласом стал Панкратов-Черный, а скромником – Миронов. Шел последний месяц лета 1987 года и до начала съемок в сентябре было еще достаточно времени. Поэтому Миронов вместе с театром отправился на гастроли в Ригу. 14 августа во время спектакля «Женитьба Фигаро» Андрею Миронову стало плохо, он потерял сознание и через два дня скончался в больнице.
«В последнюю минуту мы остановились на Владимире Валентиновиче Меньшове. Психофизически он подошел, и я думаю он сыграл очень хорошо – такого скромного, неуклюжего, обаятельного героя», – говорил режиссер Геральд Бежанов.
Михаила Кокшенова он снимал уже в своем предыдущем фильме 1985 года «Самая обаятельная и привлекательная» и знал его хорошо. Несмотря на дружественные отношения с Бежановым, актеру досталась лишь скромная роль водителя троллейбуса. В кадре водить троллейбус Кокшенову не доверили, поэтому его подменил настоящий шофер.
Александр Панкратов-Черный и Инна Ульянова
Роль начальницы главного героя, Клары Семеновны, была написана под замечательную актрису Инну Ульянову. Бежанов давно стремился снять эту комедийную актрису в своей картине, а позже сказал: «Инна Ульянова – это великая актриса, поэтому я считаю ее участие в фильме подарком для меня».
Елена Скороходова и Наталья Карпунина
Помните двух девушек, с которыми главные герои познакомились на улице и напросились к ним в гости? Их сыграли Елена Скороходова и Наталья Карпунина. По словам Елены, она была знакома со сценаристом Анатолием Эйрамджаном. Их знакомство произошло на улице, по той же схеме, что и у главных героев в фильме. После нескольких случайных встреч на Тверской улице Анатолий Николаевич предложил девушке сняться в кино. Скороходова дала ему свой номер телефона и таким образом попала в кино.
Читать: Как Александр Панкратов-Черный учился степу для фильма «Зимний вечер в Гаграх»?
А Наталья Карпунина оказалась на съемочной площадке сразу после выпускных экзаменов театрального ВУЗа. Роль Тамары в комедии «Где находится нофелет?» стала дебютной работой молодой актрисы в кино, и долгое время оставалась единственной.
Роли девушек на улице распределялись необычным способом. Режиссер пригласил на съемочную площадку всех молодых актрис, которых застал в то время в Москве, а потом с помощью жребия каждая получила свою роль. Так на экране можно увидеть некоторых будущих звезд отечественного кинематографа – Ольгу Кабо, Елену Цыплакову. Также роль досталась жене известного хоккеиста Вячеслава Фетисова, Ладлене.
Ольга Кабо
Были на съемках фильма неприятные моменты. Панкратов-Черный и Бежанов так сильно поссорились, что одиннадцать лет потом просто не здоровались. Причиной этого стало то, что режиссер запретил актерам вносить какие-либо исправления в сценарий, то есть заниматься импровизацией.
«Я требователен по отношению к тексту. Режиссер видит и держит в голове всю картину, а актер находится только в предлагаемых обстоятельствах», – объяснял свою позицию Бежанов.
Елена Сафонова
Но это не все. Как-то раз Панкратов-Черный и Меньшов сорвали съемку. В то время проходил Московский международный кинофестиваль, на котором должны были присутствовать Федерико Феллини и Джульетта Мазина. Актеры умоляли режиссера отпустить их на грандиозное мероприятие, но Бежанов категорически отказался отменять съемки. «И Вовка Меньшов говорит: «Саня, ну когда нам еще придется увидеть Феллини?». И мы поехали в бар», – делился Панкратов-Черный. То же самое повторилось на следующий день, а потом вместо трех запланированных сцен с трудом снимали одну, поскольку актеры заявлялись на съемочную площадку в нетрезвом состоянии. Так, каждое утро начиналось со скандалов.
А еще Меньшов с Панкратовым-Черным также не прочь были заняться режиссурой. Слухи о конфликте в творческой группе дошли до руководителей «Мосфильма» и режиссера даже хотели снять с ленты.
«Я знал, что, если поменять Бежанова, Меньшов может увести картину совсем в другую сторону. А с Бежановым у нас было полное взаимопонимание. Вот так Бежанов остался на картине и слава богу она получилась удачной», – говорил Эйрамджан.
Сюрпризом для режиссера и оператора оказалось то, что Панкратов-Черный был совершенно далек от музыки. Им казалось, что в картине «Мы из джаза» Александр сам поет о чемоданчике. После того, как это выяснилось, эпизод с песней все же оставили, а на озвучивание пригласили Михаила Евдокимова.
Читать: Секреты работы над фильмом «Мы из джаза»
Другую сцену, где персонаж Геннадий должен был спеть, заменили фокусом. Для этого Панкратов-Черный встретился с известным иллюзионистом Амаяком Акопяном и попросил того научить его какому-нибудь эффектному трюку. Актер выбрал один фокус, который прекрасно вписался в эпизод.
Геральд Бежанов вспоминал, что таких тяжелых съемок, как на комедии «Где находится нофелет?» у него не бывало. Больше Панкратова-Черного в свои фильмы режиссер не приглашал. Только спустя много лет они помирились и в 2002 году Бежанов предложил Александру Васильевичу роль в фильме «Вход через окно».
Лирическая комедия «Где находится нофелет?» получилась очень целомудренной, как и все, что делалось в СССР. Но несмотря на это, ее с большим трудом выпустили на экраны. Как считали критики, образ Павла Голикова был прописан «недостаточно хорошо», а сам сценарий – «пошловатый». Тем не менее в январе 1988 года фильм вышел на большие экраны и сразу полюбился зрителями. «Где находится нофелет?» по праву вошел в золотой фонд советского кинематографа.
Читать: «Покровские ворота»: что осталось за кадром известной картины