Как создавался лучший в мире мультфильм «Ежик в тумане»?

В 2003 году «Ежик в тумане» был признан лучшим анимационным фильмом всех времен. Так высоко оценили работу его создателя, режиссера Юрия Норштейна. В опросе принимали участие 140 кинокритиков и аниматоров из разных стран. Кстати, на втором месте оказалась также работа Юрия Борисовича – «Сказка сказок».

Десятиминутный мультфильм был создан в 1975 году, а начиналось все чуть раньше, когда детский писатель Сергей Козлов пришел к Норштейну, захватив с собой сорок рассказов. Из такого количества материала Юрий Борисович выбрал историю «Ежика в тумане», которая захватила его и вызвала массу воспоминаний из детства.

Правда, в сказке Козлова нет Медвежонка. Там повествуется о том, как на Лес опускается туман и, гуляя, Ежик падает в реку. Далее кто-то невидимый (в мультфильме – большой сом) помогает зверьку добраться до берега. Вот и вся сказка. Норштейн изменил сценарий. У него Ежик идет в гости к Медвежонку и теряется в тумане, попадая в неизведанный пугающий мир.

Для режиссера главным в мультфильме было передать ощущение леса – хруст листьев, запах бревен и глухое эхо. Выразить эту атмосферу взялась супруга и соратница Норштейна, художник-постановщик большинства его мультфильмов, Франческа Ярбусова.

По ее словам, она хорошо представляет звук сжатого увядшего листика, веточки или цветка, их запах. Или запах свежевыпавшего осеннего снега, а потом весеннего талого. Но достаточно сложным оказалось найти образ Ежика. Ярбусова предлагала огромное количество вариантов зверька, но все они не подходили. Мультфильм уже начинали снимать, а главного героя так и не было. Режиссер просил «ежика, а не ежа».

Читать: Недооцененный первый мультик про «Простоквашино»?

Дело доходило до нервного срыва. Для того чтобы добиться детского варианта рисунка, Ярбусова начала рисовать эскизы левой рукой и вот тогда появился очень простой и знакомый нам всем герой. Именно такой Ежик виделся Норштейну.

Подарила свой голос зверьку известная актриса Мария Виноградова, которую еще называли «талисманом “Союзмультфильма”» за огромное количество озвученных персонажей. Когда Юрий Норштейн показал ей сценарий, актриса была удивлена, что у Ежика так мало слов. И несмотря на это, работа оказалась непростой. По воспоминаниям Виноградовой, невозможно было понять, как в природе могут разговаривать ежики. В конечном итоге остановились на полуголосе, поскольку ее персонаж — «весь в себе».

Озвучивать Медвежонка режиссер сразу предложил Вячеславу Невинному, а рассказчиком утвердил Алексея Баталова. Его голос Норштейн назвал «терапевтическим». Режиссер вспоминал, что по сценарию запыхавшийся Медвежонок прибегает к Ежику. Для натуральной передачи состояния своего героя Невинный столько бегал по студии, пока с него не потек пот. Тогда актер подбежал к микрофону и записал свой монолог. Результат мы видели на экране.

Собаку-прототипа для своего фильма Норштейн обнаружил у главного редактора Натальи Абрамовой. С ее спаниеля был создан этот образ. По словам Абрамовой, оператор Александр Жуковский заставлял ее бегать с бедной Хэппи на поводке и снимал это. Он хотел добиться того, чтобы видно было, как собака дышит, для натуральности образа. Вообще режиссер часто отмечал в интервью, что без оператора Жуковского не появился бы такой мультфильм.

Читать: Сколько хлопот доставила работа над «Котом Леопольдом»?

В «Ежике в тумане» использовались комбинированные съемки. Создатели ловко соединили анимацию и настоящие объекты. Например, лист, который падает на Ежика, снимали в натуральных условиях, прикрепив его за нитку. А воду в луже, которую Филин взбалтывает лапой, снимали в обыкновенном тазу.

По замыслу Норштейна у мультфильма был иной финал. В конце истории должен был показаться Филин, который угукает в колодец и раздается гулкое эхо. Но для этого нужны были лишние десять секунд, которые ему не дали. Для зрителя, возможно, последняя сцена не имела бы большого значения, а Норштейн, как настоящий художник, остался не совсем удовлетворен своей работой.