«Ко мне, Мухтар!»: почему собаку озвучивал человек?

В 1965 году на экраны страны вышел фильм  «Ко мне, Мухтар!». Это история о преданности друг другу лейтенанта милиции Глазычева и овчарки по кличке Мухтар.

Фильм основан на реальных событиях. Просто в жизни этого самоотверженного пса звали Султан. С его участием были задержаны более тысячи преступников. Султан работал в самых тяжелых условиях и опаснейших ситуациях – в страшный мороз, под обстрелами и бомбежками.

Это была единственная собака, которая пережила блокаду Ленинграда. Узнав о ее непростой судьбе, писатель Израиль Меттер написал о нем повесть «Мурат», в дальнейшем переименованную в «Мухтар», а потом и сценарий к фильму. Роль лейтенанта исполнил замечательный Юрий Никулин.

По словам актера, его с осторожностью утверждали на эту роль. Израиль Моисеевич лично поехал знакомиться с Никулиным и после общения они с режиссером остановились на Юрии. Как говорил сам актер, это была его первая серьезная роль. Чтобы к ней как следует подготовиться, Юрий Владимирович повсюду ходил в милицейской форме, и даже несколько раз выезжал на спецоперации.

На роль главного четвероного героя подбирали сразу несколько собак. В результате отобрали двух служебных овчарок – Урала и Байкала.

Звукорежиссер Игорь Майоров рассказывал, что милицейские собаки могут прекрасно работать, а вот играть они не умеют. А как же игровое кино без игры?

Начали срочно искать пса, который сможет передать настоящие эмоции на экране. Тут режиссер Семён Туманов вспомнил, что когда-то на киностудии получали письмо из Киева со сценарием фильма и записку со словами: «Моя собака хочет сниматься в вашем фильме». Ее прислал инженер Михаил Длигач, хозяин умнейшего пса Дейка. Сценарий тогда забраковали, но собака… Это была потрясающая находка! Дейк умел радоваться, печалиться, ревновать, обижаться.

Сцены с Мухтаром снимались так, что кажется, будто собака реагирует на слова Юрия Никулина. Однако в реальности Дейк выполнял команды своего хозяина, находившегося поблизости. Мужчина, конечно, не попадал в кадр, но голос его был слышен, из-за чего не получалось записать чистый звук.

По рассказам звукорежиссера, сложности начинались после съемок, когда надо было отдельно записать все звуки животного. Например, все оттенки лая – от свирепого до тоскливого. Ну как было заставить собаку скулить или визжать, а потом вздыхать? Абсолютно нереально.

Поэтому решили пригласить имитатора голосов с киностудии «Союзмультфильм». Это был очень одаренный человек, профессиональный имитатор Александр Баранов. Все эмоции Мухтара – скуление,  визжание, вздыхание – работа блестящего мастера.

Очень тяжело давались съемки эпизодов, где Мухтар должен был набрасываться на персонажей, поскольку собаки делали это в полную силу.

В сцене, когда бывшая хозяйка пса через несколько лет приезжает посмотреть на него, и тот как безумный нападает на нее, решили вместо Аллы Ларионовой снимать дублершу. Девушку обмотали толстым войлоком, а сверху надели не менее толстую шубу. Ни один из отснятых дублей Ларионовой не понравились, и она предложила режиссеру самой сняться.

Михаил Длигач был наготове в любой момент оттянуть собаку и слишком сильно нервничал – его даже пришлось удерживать в стороне. Так и отсняли пятый дубль, который вошел в фильм.

А Лев Дуров, сыгравший бандита по кличке Рыба, чуть не стал жертвой нападения Байкала прямо во время съемок. По его признанию, он тогда чуть не лишился жизни. Его бросился спасать Юрий Никулин, потом все вместе оттащили собаку, скрутили ее и надели железный намордник.

Снимать животных сложно. Кроме таланта режиссера, это требует большого терпения и постоянной готовности к самым неожиданным сюрпризам.

Фильм «Ко мне, Мухтар!» является ярким примером потрясающей работы собак в главных ролях в драматическом кино.